Аннотация: Предлагаемый план-конспект логопедического занятия «Состав слова. Окончание» рассчитан на 2 занятия с группой обучающихся 3 класса, которые имеют НВОНР. Предложенные задания помогут детям закрепить знания об окончании и его значении, уточнить и обогатить словарный запас, развивать устную и письменную речь.
Тема: «Состав слова. Окончание»
Цель:
- упражнять учащихся в разборе слов по составу;
- закрепить знания детей об окончании, как изменяемой части слова, служащей для связи слов в предложении;
- уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
- развивать грамматический строй речи;
- воспитывать зрительное и слуховое внимание, память, самоконтроль на письме.
Оборудование:
- предметные картинки, карточки с заданиями.
ЗАНЯТИЕ №1
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Беседа по материалам прошлого занятия.
– На прошлом занятии мы говорили о самой главной части слова, которая называется КОРЕНЬ слова. Что необходимо сделать, чтобы найти, выделить корень? … Верно, нужно подобрать родственные, близкие по значению слова.
– Итак. КОРЕНЬ СЛОВА – это общая (одинаковая) часть однокоренных, родственных слов.
– Как обозначается КОРЕНЬ слова? …
– Сейчас я назову цепочку слов. Внимательно послушайте слова и выделите в них КО-РЕНЬ. (Это задание можно выполнить в тетрадях.)
Дружба, дружок, дружина; (друж-)
лесник, лесной, перелесок; (лес-)
холода, холодный, холодильник. (холод-)
3. Беседа по новой теме.
– Ребята. На доске записаны пословицы. Прочитайте эти пословицы и подумайте, о чём они:
- Каков мастер, такова и работа.
- Душу и сердце вложи в работу.
- День годом кажется без работы.
– Эти пословицы про работу. (Каждая пословица читается, объясняется её значение.)
– Выделите корень в подчеркнутых словах. (работ-)
– Какие буквы стоят в конце слов? -а, -у, -ы.
– Часть слова, которая стоит после корня и изменяется – это ОКОНЧАНИЕ. Оконча-ние обозначается вот таким знаком – c.
– Сегодня мы будем разбирать слова по составу, находить окончание.
– Ещё раз скажем, что такое окончание. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.
4. Упражнения в морфологическом анализе слов:
а) Спишите пословицы, выделите окончания в словах с корнем РАБОТ-;
б) Запишите слова парами по образцу, выделите корень слова, окончание:
Улица – улицы, машина – … , дом – … , река – … , стол – … .
(При проверке записанных слов, выделить корень слова, назвать изменяемую часть слова – окончание. С некоторыми из слов устно придумать предложения.)
в) Прочитайте словосочетания, назовите родственные слова, выделите в них оконча-ние:
Школьный вальс, школьная форма, школьное окно, школьные задания.
Запишите в тетради родственные слова, выделите в них окончания. Что общего у родственных слов, Что они обозначают? Слова обозначают признак предмета.
г) Физкультурная пауза.
д) На доску выставляются предметные картинки, по которым нужно составить словосочетания, отвечая на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Шар (какой?) … , тарелка (какая?) … ,
блюдце (какое?) … , варежки (какие?) … .
(голубой, голубая, голубое, голубые).
Записать словосочетания в тетради, выделить в родственных словах корень и изме-няемую часть слова – окончание. С некоторыми словосочетаниями устно или письменно придумать предложения.
е) Работа с карточками.
Прочитать предложение, закончить слово, вставляя нужное окончание:
На полке стоит сумк_. Мама взяла свою сумк_.
ж) Прочитать, делая паузу в конце каждого предложения. Списать предложения. В конце предложений ставить точки. В подчёркнутых словах выделить окончания.
Мы любим сидеть у реки над рекой летают стрекозы ночью к реке прилетают соловьи.
5. Подведение итога занятия.
– Как называется изменяемая часть слова?
– Что такое ОКОНЧАНИЕ?
– Приведите примеры, выделите в слове окончание.
ЗАНЯТИЕ №2.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Беседа по материалам прошлого занятия.
– Что такое окончание?
– Что вы знаете об окончании?
– Как окончание выделяют в слове?
3. Беседа по новой теме.
– Вы, ребята, правильно сказали, что окончание – изменяемая часть слова. Если этого не будет, то предложение получится неправильное, некрасивое. А слова в предложе-нии всегда связаны друг с другом. ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложе-нии.
– Выполним такое задание. Возьмите карточки, на которых напечатан тест. Нужно его прочитать, изменяя слова, данные в скобках.
Книга – лучший друг человека. Без (книга) трудно прожить. Мы многому обя-заны (книга). Надо любить и беречь (книга). В (книга) много интересного и поучи-тельного.
– Если слова в скобках не изменять, получатся правильные предложения? Красиво они будут звучать? …
– Для того, чтобы предложение было правильно построено и красиво звучало, служит изменяемая часть слова – окончание. Если окончания употреблять неправильно, то в словах предложения будет ошибка. Будьте всегда внимательны и следите за правиль-ным произношением и правописанием окончаний слов.
4. Упражнения в морфологическом анализе и синтезе слов:
а) Работа с карточками.
Вставить пропущенные окончания:
Книг_ – лучший друг человека. Без книг_ трудно прожить. Мы многому обязаны книг_. Надо беречь и любить книг_. В книг_ много интересного и по-учительного.
б) Прочитать и сравнить слова в единственном и во множественном числе, назвать изменяемую часть слова. Списать (или записать под диктовку ), выделить окончания слов:
Городская улица – городские улицы
глубокое озеро – глубокие озёра
(При проверке выполнения задания, ученики называют окончания, устно или письменно придумывают предложения.)
в) Физкультурная пауза.
г) Прочитать предложения, записанные на карточке, расположить их в правильной последовательности, чтобы получился рассказ. Придумать заглавие, записать текст в тетради.
- На снегу они увидели птичку.
- Зимой дети гуляли в парке.
- Птичка была очень слаба.
- Ребята принесли птичку домой.
- Весной выпустили птичку на волю.
- Каждый день дети давали птичке корм.
(Выборочная проверка записанного текста у 2-3 учащихся, выделение окончаний в словах, которые встречаются чаще других.)
5. Подведение итога занятия.
– Чем вы занимались сегодня, какие задания выполняли?
– Что такое окончание?
– Для чего служат окончания?
– Подберите из слов для справок слова к схеме: (графически: корень, окончание)
Слова для справок: школа, лесок, сестра, трава.
Выдрицкая Ольга Владимировна,
учитель-логопед