Логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи
Коррекционно-образовательные цели.
- Обобщить знания детей по теме «Осень».
- Активизировать словарь, упражняя в подборе слов – признаков к слову «осень».
- Совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать существительные в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, согласование числительных с существительными)
Коррекционно-развивающие цели.
- Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: листья клена, яблони, липы, дуба, березы, осины, рябины; корзинка с шишками и каштанами; письмо Лесовичка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети входят в экологическую зону леса)
Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию в лес».
Учитель-логопед читает стихотворение:
«Осень на опушке
Краски разводила.
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осинки,
Дубы золочены.
Приглашает осень:
«Посмотрите, дети,
Разноцветье леса!
Чудеса какие!»
Логопед: «Сегодня мы пригласили вас, чтобы полюбоваться разноцветной сказкой осеннего леса и еще раз восхититься ее разнообразием и необычностью».
Логопед: А какой бывает осень?(Дети подбирают слова – признаки к слову «осень», называя ее золотой, пасмурной, щедрой…)
Логопед: « А теперь давайте прислушаемся к осени.Какие звуки вы слышите?
(Звуки осени: шуршание листьев, ветер, голоса птиц)
Логопед: Какие запахи почувствовали? (прелой листвы, пряной травы, дыма)
Логопед: А вы знаете, что осень имеет свой цвет?Правильно! Цвет осени – это цвет осенних листьев. Давайте рассмотрим листочки
Логопед:Выберите себе листочек, который вам понравился (спросить, почему выбрал именно этот листок)
Дыхательное упражнение:
Логопед: Листочек положили на ладошку и напоминаю, что дуть нужно плавно, медленно, воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом не спеша.
Игра «Разноцветные листья»
Логопед: Вы узнали с какого дерева ваш листик? Покажите и назовите (дети показывают и называют деревья)
Логопед: А теперь покажите и назовите с какого дерева упал листик и вспомните какой это листок.
Ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листок. И т.д.
Логопед: Молодцы! Хорошо справились.
Игра «Посчитай»
Логопед: А теперь, дети, давайте посчитаемкусты, пни, листья, деревья, ветки…
Дети:
Один кленовый лист, два кленовых …. пять кленовых листьев;
Один ореховый куст…… пять ореховых кустов
Один дубовый пень…… пять дубовых пней
Одно осеннее дерево…. пять осенних деревьев
одна еловая ветка…. пять еловых веток
Подвижная игра «Листья»
Логопед: Давайте представим, что вы превратились в осенние листья.
Дети выполняют упражнение.
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают
И нам под ногами шуршат, шелестят Движения руками влево-вправо
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках
Нищева Н.
Игра «Составь узор»
Составляем с детьми узоры из разноцветных листьев на асфальте
Игра «Кто быстрей ответит?»
Логопед: Кто является обитателями леса?
Дети:
Звери: лиса, волк, медведь, олень, лось, белка, куница, кабан, ежик
- Кто укладывается спать на всю зиму?
- Кто меняет на зиму шубку?
- Кто делает запасы на зиму?
- Кто зимует под листвой, в коре деревьев?
Упражнения на развитие артикуляционной моторики «Лесные звери»
Логопед: Молодцы! А теперь давайте изобразим диких животных в осеннем лесу с помощью губ, языка, щек, щек. (Предлагается индивидуальный и подгрупповой показ артикуляционных упражнений)
Упражнения для губ и щек
- Фыркающий еж (Вибрировать губами)
- Трусливый зайчик (поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы)
- Сердитый волк (оттянуть нижнюю губу, обнажить нижние зубы)
- Упражнения для языка
- Белочка, собирающая грибы большие и маленькие (язык присосать к небу(«Грибок»), открывать и закрывать рот, не отпуская его)
- Мишка, облизывающий мед (Язык «Чашечкой», облизать верхнюю губу)
Логопед: Кто еще живет в лесу?
Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, сорока
Упражнение на развитие слухового внимания «Дятел и птенцы» с воспроизведением ритмического рисунка.
Логопед: В лесу можно часто увидеть лесного доктора — дятла.
Логопед: Как он лечит? (Он стучит по дереву, ищет насекомых).
Вы слышали стук дятла в лесу? (дети показывают артикуляционное упражнение «Дятел»)
Давайте поиграем в игру «Дятел и птенцы». Я буду стучать язычком по бугоркам за верхними зубами, как дятел (Д), а вы будете за мной повторять: ДД; ДДДД; ДД Д; Д ДД; ДДД;
Логопед: Отгадайте загадку про еще одного лесного зверька:
На спине иголки
Острые и колкие.
А свернется он в клубок-
Нет ни головы, ни ног
Упражнение«Ежики-шишки»
Логопед: Посмотрите, к нам пришли ёжики и хотели бы с нами поиграть! (Берем ёжики — шишки из корзинки). Давайте мы возьмем по одной шишке в руку.
(Пальчиковая гимнастика с природным материалом)
Мячик-ежик мы возьмем, (берем шишку)
Покатаем и потрём (катаем между ладошек)
Ручкой ежика прижмем.
(Проговариваем 2 -3 раза)
Логопед: Дети, как называются эти плоды и с какого они дерева?
А теперь поиграем с каштанами.
Упражнение «Каштаны»
Логопед: Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.
Дети.
Каштаны в ладошке я крепко держу,
Каштаны в ладошке кручу и верчу.
Я ловко катаю каштаны в ладошке,
Они убегают, как мышки от кошки.
Логопед: Вы были очень ловкими и не уронили каштаны.
Логопед: Отдохнули? А теперь в путь (логопед подводит детей к дереву с дуплом). Дети, какое интересное дупло, а в нем что-то лежит? Это письмо от старичка-лесовичка (логопед читает письмо)
Логопед: Старичок-лесовичок написал, что очень любит лес, волнуется и спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Дети:
В лесу нельзя:
- громко говорить (кричать)
- включать громко музыку
- рвать с корнем цветы, грибы
- ломать ветки деревьев
- разжигать костры
- разорять гнезда, муравейники
- оставлять за собой мусор
- разбивать стеклянную посуду
Логопед: Молодцы! Лесовичок будет очень рад.
Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? (Ответы детей)
Игра «Если осень не придет?»
• Никогда бы не было коротких дней.
• Не смогли надеть осеннюю одежду.
• Не увидели золотую листву.
• Не наблюдали за цветными листьями.
• Не было бы листопада.
• Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
• Не успели бы улететь птицы на юг.
• Не было бы туманов.
• Не летали бы серебряные нити паутины.
• Не смогли бы поесть сладкой рябины.
• Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
• Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
• Не убирали бы богатый урожай в огородах.
• Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
• Не лил бы осенний моросящий дождь.
Итог (Оценка работы детей)
Логопед: Куда мы сегодня ходили? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего?
Логопед оценивает каждого ребенка.
Список литературы:
- Николаева С.Н. Программа Экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 112 с.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 704с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
Конспект досуга разработали учителя-логопеды:
Мараханова Г.Ю.
Ярославцева А.Г.