Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука [ц] для детей с ОНР 3-го уровня речевого развития; со стертой формой дизартрии (возраст 5-6 лет)

Звук Ц, буква ЦЛогопедическое занятие по закреплению артикуляции звука [ц] для детей с ОНР 3-го уровня речевого развития; со стертой формой дизартрии (возраст 5-6 лет).

Тема:

  • логопедическая: звук [ц],
  • грамматическая: составление предложений с предлогами: в, с, на, у, из,
  • лексическая: зимние забавы детей.

Цели:

логопедические:

- закрепить знания детей о правильной артикуляции [ц]
- учить детей выделять [ц] из фразовой речи;
- учить детей находить место звука в слове;
- развивать фонематический слух;
- работать над развитием грамматически правильной речи;
- учить детей составлять логически правильные, последовательные, распространенные предложения с предлогами: в, на, с, у, из, за;
- учить детей практическому употреблению предлогов в речи;
образовательные:
- закрепить лексику по теме «Зима»;
- учить детей составлять предложения по теме «Зима», «Зимние забавы детей».

воспитательные:

- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, выдержку;
- развивать работоспособность.

Оборудование:

1. Вырезанные фигурки курицы и цыплят.
2. Полоски и фишки.
3. Предметная картинка «белочка».
4. Сюжетная картинка по теме «Зимние забавы детей».
5. Предметные картинки, в названии которых есть [ц]: по 1 –для каждого.

План занятия:

1. Организационный момент — 0.5 мин
2. Голосовые упражнения — 2 мин
3. Закрепление знаний по артикуляции [ц] — 4 мин.
4. Автоматизация [ц] в предложениях — 3 мин.
5. Развитие фонематического восприятия — 3 мин.
6. Развитие фонематического анализа — 3 мин.
7. Развитие фонематических представлений — 3 мин.
8. Физкультминутка — 4 мин.
9. Составление предложений с предлогами: в, на, с, у, за — 8 мин.
10. Подведение итогов занятия – 1 мин.
11. Оценка деятельности детей — 1 мин.
12. Организация конца занятия — 0,5 мин.

Ход занятия:

 Деятельность логопеда Деятельность детей
1 Организационный момент.

Встаньте ровненько, спинки прямые! Руки опустите вниз. Тихо-тихо садитесь!

Дети стоят у своих парт.

Садятся.

2 Голосовые упражнения:

Слушайте внимательно, какую я вам сейчас песенку спою: А — О – У – И

Что я спела?

Как я спела звуки?

Давайте вместе споём песенку: А — О – У – И (3-4 раза)

А какие песенки вы ещё знаете?

Спойте песенку водички!

Какую песенку ещё знаете?

Спойте песенку комарика!

Звуки

С участием голоса

Хором поют

Песенку водички

Произносят: [c-c-c-c]

Песенку комарика.

Поют: [з-з-з-з].

3 Закрепление знаний об артикуляции и произношении [ц]

а) Ребята, а какой зверёк к нам приходил на прошлом занятии?

И сегодня белочка услышала ваши песенки и прибежала. Вот она! (выставляется картинка). Белочка посмотрела на вас. Вы ей очень понравились, и она запела свою песенку: [ц – ц – ц - ц].

А теперь давайте все вместе споём белочкину песенку. А белочка будет слушать, кто лучше всего её песню поёт.

Все ребята хотят понравится белочке: губки у всех улыбаются, язычок упёрся в нижние зубки, выгнул спинку, как сердитая кошечка. Спинку прислонил к верхним зубкам и запел белочкину весёлую песенку: [ц-ц-ц-ц-]

А белочка сидит и слушает! Спой, пожалуйста, Витя! А теперь белочка послушает, как поёт Наташа, Витя!

б) А теперь расскажите артикуляцию [ц]: где губки у нас при произношении [ц]?

где язычок: кончик язычка? Серединка, спинка язычка?

Приходила белочка.

Дети хором произносят: [ц-ц-ц-ц)

Дети поют: [ц-ц-ц-ц]

Дети индивидуально рассказывают артикуляцию [ц]

4 Автоматизация [ц] в предложениях.

А кто это ещё скребётся? Это курица. (выставляется). Прибежала курица, плачет, потеряла она своих цыплят. Давайте поможем курице: все вместе позовём цыплят:

цып-цып-цып — цыплятки!
цып-цып-цып — хохлатки!
Где же вы?
Услыхали цыплятки, прибежали.

Какие цыплятки?

Кто прибежал курице? У кого цыплятки? Кто у курицы?

Дети хором произносят текст после образца логопеда.

Дети отвечают полным ответом на вопрос, произнося слова с [ц] .

5 Развитие фонематического восприятия:

а) Я буду говорить вам слова, а вы если услышали в слове [ц] – хлопайте в ладоши, а если не услышали, то хлопать не надо: цветок, картина, цапля, овцы, ко, цирк, ком, курица, ракета, коробка, лапа, ножницы, папа, цыплёнок, Лара.

б) А сейчас найдите в предложении слова со звуком [ц] и если услышите, хлопните в ладоши:

Бедным курицам не спится, если им лисица снится

Курица волнуется, не пугайте курицу!

в) Ребята, курочка хочет загадать вам загадку: она спрашивает: какой общий звук в словах: цыплята и курица?

Общий звук в этих словах: [ц].
6 Развитие фонематического анализа.

Ребята, переверните свои картинки. В названии картинок есть [ц]. Обозначьте фишкой, где слышится [ц] в словах?

Используют полоску и фишку

Индивидуально каждый отвечает: [ц] слышится в слове: … (в начале, середине или конце слова)

7 Развитие фонематических представлений.

А теперь мы поиграем и посоревнуемся.

Первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда

Задание: какая команда больше придумает слов со [ц]?

В конце соревнования подводятся итоги: чья команда больше придумала слов.

На каждое придуманное слово выдаётся фишка.
8 Физкультминутка.

Отгадайте загадку, ребята: «быстрый маленький зверёк по деревьям скок-поскок». Кто это?

Сейчас мы тоже превратимся в белочек. Встаньте в кружок, белочки!

Мы пушистые бельчата:
Цок – цок- цок! (топают ногами)
Цок – цок- цок!
Мы красивые бельчата:
Цок — цок – цок!
Цок — цок – цок!
Очень ловкие зверята!
Цок — цок – цок!
Цок — цок – цок!
Мы весёлые бельчата:
Цок — цок – цок!
Цок — цок – цок!

Садитесь, белочки на места! Тихо, тихо садитесь. Сели и – стали ребятками!

Это белочка.

Гладят себя по рукам от плеча до кисти.

Вертят «ушами» (руки на голове). Руки на поясе, ноги ставят на пяточки, выставляя вперёд.

Прыгают на левой ноге.

Прыгают на правой ноге.

Приседают и встают.

Руки вперёд плавные движения кистями вверх, вниз.

Руки на поясе, прыгают на двух ногах.

Мотают руками, будто крутят клубочек.

Взявшись за руки, идут в середину круга.

Расширяют круг, идут назад.

9 Составление предложений с предлогами: в, на, с, у, за, по сюжетной картинке «Зимние забавы детей»

а) Ребята, вы уже рассматривали эту картинку и поэтому знаете всё-всё. Скажите:

какое время года изображено?

Что лежит на земле?

Какой снег?

Что делают ребята зимой?

б) Сегодня мы будем придумывать по этой картинке предложения с маленькими словечками: в, на, с, у, за.

Эти маленькие словечки надо выделять голосом.

в) Послушайте какие я придумала предложения с маленькими словечками в, на, с, у, за.

Рома катался на коньках, Дима стоит у дерева. Девочка съезжает с горы. Мальчик стоит за деревом. Миша упал в снег.

г) А теперь вы придумайте предложения со словечками: в, на, с, у, за.

д) Хорошие предложения вы придумали! Молодцы! А из ваших предложений можно составить маленький рассказик.

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Дети вышли на улицу кататься на коньках. Все надели на голову тёплые шапки, а на руки рукавички. На шее завязали шарфы. Дима катался на санках. Он съезжает с горы на санках. Саша и Витя упали с санок в сугроб. Коля катается на лыжах. Он стоит у дерева. Коля хочет съехать с горки. На катке ребята катаются на коньках. Они взялись за руки и катаются паровозиком. Весело зимой!

е) А теперь вы попробуйте составить маленький рассказик.

Молодцы, ребята! Очень хорошие рассказы были у вас. В предложениях вы использовали маленькие словечки: в, на, с, у, за.

Дети полным ответом отвечают на вопросы

Дети говорят свои придуманные предложения.

Дети слушают рассказ логопеда.

2-3 ребят рассказывают свои рассказы.

10 Подведение итогов занятия.

Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили? Чью песенку пели? С каким звуком придумывали слова? С какими маленькими словечками придумывали предложения?

11 Все очень хорошо занимались. Молодцы! Вы отлично работали: понравилась песенка белочки. Вы хорошо составляли предложения с маленькими словечками: в, на, с, у, за.
12 Занятие окончено! Все свободны! Ребята все встают со своих мест.

Пряникова Юлия Олеговна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.