Конспект занятия по автоматизации звука [С] с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
Занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Зимний сон»
Цель:
- Закрепить у детей знание о характеристике звука С;
- деление слов на слоги, определить место звука С в слове.
- Автоматизировать у детей звук «С» словах.
- Развивать дыхание, голос, фонематический слух и восприятие;
- общую мелкую, артикуляционную моторику.
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование:
- мультимедийная доска, презентация к занятию, «снежки», маски для детей(сова, снеговик, снежинка, снегирь, снег, синица, снегопад, сосулька, Снегурочка , костюм для логопеда, картинки со звуком «С», пуговицы, горох, веревочки, снежинки, музыка на диске.
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются под музыку. (Распевка-здравствуйте).
Воспитатель: «Ребятки, мы с вами сейчас послушаем волшебную музыку и уснем, а во сне мы будем путешествовать по сказочному зимнему лесу».
Звучит музыка, дети закрывают глаза.
Воспитатель: «Ресницы опускаются, глазки закрываются. Сном волшебным засыпаем. Отдыхаем, отдыхаем».
Логопед, переодетый в костюм: «Здравствуйте, я зимняя царица. А вы кто?»
Дети встают в круг, смотрят на маски друг друга и по очереди говорят: он- снежок, она Снегурочка, он снеговик, он снегирь, он синица, она снежинка, он снегопад, она сосулька, он сова».
Логопед: «Приятно познакомиться с вами. А какому времени года вы относитесь?»
Ответы детей: «К времени года- зима».
Логопед: « Я буду вас называть зимние друзья. Давайте поиграем».
- Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
- А теперь слепим снежок.
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
И совсем-совсем не сладкий.
(выполняем движение по тексту)
Логопед: «Сколько снежков налепили, взяли их на ладошку. Подошли к елочке и подули». (Снежки из ваты)
- Подули.
Логопед: «Молодцы, мои зимние друзья. А теперь давайте играть:
- На деревья (делают иголочку, руками- пальцы вверх) на лужок (делают блинчик, руками- показывают ладошки) тихо падает снежок (качели, руками- перебирают пальцами рук)
Мы на саночки садимся и под горку быстро мчимся (делают горку).
Логопед: «Молодцы. Мои зимние друзья, скажите, пожалуйста, с какого звука начинаются ваши зимние имена».
Ответы детей: «Со звука С»
Логопед: «Мои зимние друзья, скажите, пожалуйста, как работают губы и язык при произношении звука С»
Ответы детей: «Губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образуется щель, по середине языка идет сильная, холодная, воздушная струя.
Логопед: «Дайте, пожалуйста, характеристику звука С»
Ответы детей «Горлышко молчит, звук С согласный, твердый, глухой, свистящий».
Логопед: «Возьмите, пожалуйста, картинки под стульчиками и посмотрите. Встаньте те, у кого звук С в начале слова. Встаньте те, у кого звук С в середине слова. Встаньте те, у кого звук С в конце слова. Теперь встаньте те, у кого в слове два слога. У кого в слове три слога.»
Задание выполнили.
Логопед: «Теперь этими картинками украсьте елку».
Дети подходят и «украшают» елочку.
Логопед: «А теперь споем про звук С».
Логопедическая распевка. (са-са-са –это хитрая лиса)
Логопед:
«С» — как серп рисуем с вами.
«С» — свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
Логопед: «Мы с вами поговорили, пели о звуке С. А теперь разделитесь на команды, и первая команда выложит букву С из пуговиц, вторая команда выложит С из веревочек, третья команда выложит букву С из гороха.
Справились с заданием.
Логопед: «Молодцы, мои зимние друзья».
Физкультминутка музыкальная.
Логопед: « А сейчас каждый ответит на вопрос и украсит елочку снежинками»
Вопросы: сегодня снег блестит, а вчера….(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера…(падал)
Сегодня снег сверкает, а вчера…(сверкал)
Сегодня снег тает, а вчера …(таял)
Сегодня снег идет, а вчера…(шел)
Каждый ребенок по очереди отвечает на вопрос и украшает елочку снежинками.
Логопед: «Молодцы, мои зимние друзья. Скажите, пожалуйста, о каком времени года мы с вами говорили? О каком звуке и букве мы с вами говорили? »
Ответы детей: «Мы сегодня на занятии говорили о звуке «С»
- Язык при произношении звука С- губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образуется щель, по середине языка идет сильная, холодная, воздушная струя.
- Характеристику звука С-горлышко молчит, звук С согласный, твердый, глухой, свистящий».
Логопед: « Молодцы, мои снежные друзья. До свидания (пропели) А теперь, вам пора просыпаться. Слушаем музыку и просыпаемся».
Логопед снимает с детей маски во время «сна».
Музыка утихает, ребята открывают глаза и воспитатель говорит: «Вот вы и вернулись в детский сад. Сейчас мы пойдем в группу и вы нарисуете то, что вам запомнилось из ваше волшебного сна.»
Прощаемся с гостями: «До свидания». Под музыку уходят.
Прибыткова Елена Евгеньевна,
учитель-логопед