Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков К-Т»
Цель: дифференцировать звуки К – Т в различных позициях звуков в слогах, в словах.
Задачи:
1. Развивать артикуляционную, мелкую моторику.
2. Закреплять умение дифференцировать звуки К – Т в слогах и словах.
3. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
4. Формировать умение слушать и выполнять инструкцию педагога.
Оборудование:
- карточки для артикуляционной гимнастики, картинки: морковь, яблоко, торт, шоколадка, кабачок, батон, сахарная вата; 2 пластмассовые тарелки; картинки: танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, тыква, кабинет.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня к нам на занятие пришли Толя и Коля ( перед ребёнком сидят две куклы-мальчика). Давай научим их делать зарядку для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика
«Горка»
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
«Наказать непослушный язык»
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
«Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз!
«Лошадка»
Что за цокот раздаётся?
То лошадка к нам несётся.
На лошадку мы глядим,
Так же цокать все хотим:
Цок — цок – цок, цок – цок – цок.
Наш зацокал язычок.
3. Объявление темы занятия
- Сегодня на занятии мы будем продолжать тренироваться различать звуки т и к.
4. Произношение звуков изолированно. Характеристика звуков.
- Произнеси звуки К и Т
- Чем они похожи? ( они согласные )
- Почему их называют согласными? (их нельзя петь)
- А чем различаются звуки К и Т?
(когда произносим Т, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.
Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута
горкой)
5. Развитие фонематического слуха
- Я думаю,что пришло время угостить наших друзей. Они любят разные продукты. Коля любит те, в названии которых есть звук К, а Толя продукты, в названии которых есть звук Т.
Задание:
Разложить карточки с изображением продуктов : со звуком К- на одну тарелку, со звуком Т — на другую.
6. Пальчиковая гимнастика
- А теперь мы отправимся на прогулку.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
7. Дифференциация звуков в слогах
- Давай еще поиграем с нашими друзьями.
Повтори за мной слоги:
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.
ка — та — ка, та-та — ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук — ут
то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,
ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око.
8. Дифференциация звуков в словах
- Назови предметы, которые ты видишь на картинке.
танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, тыква, кабинет.
9. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу. О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?( О звуках Т и К)
- Коле и Толе очень понравилось подружиться с тобой. Они обязательно придут к нам в гости снова.
Камалова Екатерина Александровна,
учитель-логопед