Аннотация: Конспект занятия посвящен закреплению дифференциации звуков [З] — [С] и букв З — С во втором классе общеобразовательной школы для детей с недостатками чтения и письма; занятие развивает функции фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза, обогащает словарь, развивает память, внимание, эмоциональную сферу, логическое мышление.
Конспект подгруппового занятия с детьми 2 класса по теме «Дифференциация звуков [з]-[з’] — [c]-[c’] и букв з, с»
Цели:
- закрепить дифференциацию звуков [з]-[з’]-[c]-[c’] и букв з-с;
- уточнить артикуляцию звуков;
- расширять и обогащать словарь;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мышление, умения сравнивать и анализировать;
- развивать память;
- развивать фонематический слух;
- развивать фонематический, слоговой, языковой анализ и синтез;
- развивать эмоциональную сферу.
Оборудование:
- Куклы-перчатки «Заяц» и «Собака», ленты синяя и голубая, буквы-символы, циферблаты, разрезанные буквы, перфокарты «Цветик –семицветик», мяч, ребусы.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет звонкий соласный.
II. Повторение. Уточнение артикуляции.
- Сегодня у нас в гостях заяц и собака. Как вы думаете, почему? Какую пару звуков мы будем различать?
- Как у нас работает рот? Вспомним:
- губы – в улыбке,
- зубы – заборчик,
- язычок за нижними зубами.
- Пустили струйку воздуха. Почувствовали пальцем. Включили голос. Почувствовали ладонью. Какой звук у нас получился? Выключим голос.
- Какая пара звуков у нас получилась? Почему это пара? Чем похожи и чем отличаются эти звуки? Каким цветом мы обозначим звук [з], звук [с]? Почему? (Звук [з] звонкий, сильный, обозначается ярким синим цветом, а звук [c] глухой, тихий, слабый, обозначаем бледным голубым.
- Произнесем эти звуки мягко. Каким цветом мы их обозначим? Почему?
III. Сообщение темы урока.
- В слове «заяц» мы какой звук по нашей теме слышим? А в слове «собака»? Давайте привяжем им бантики нужного цвета.
IV. Основная часть.
1. Соотнесение звука с буквой.
- Давайте вспомним, какими буквами обозначаются наши звуки?
На что похожа буква З? Буква С? (картинки-символы).
2. Дидактическая игра «Слышишь звук-покажи букву»
- Собачка приготовила вам задание. Сейчас она будет называть слова, а вы – показывать на циферблате стрелкой, какую букву напишете:
Забор, самолет, газон, сковорода, сова, зима, сметана, ананас, слон, зебра, рысь, коза.
Как можно одним словом назвать последние 4 слова? Какое животное здесь лишнее? Где можно этих животных встретить вместе? ( В зоопарке) Какой звук по нашей теме мы слышим в этом слове?
3. Работа с буквами.
- Давайте пропишем буквы в воздухе. Посмотрите, зайчик напишет вам их на доске.
- Зайчик принес вам кусочки букв. Попробуйте собрать буквы! Какого цвета получились буквы? Почему?
- Давайте запишем в тетради число. Далее пишем буквы нужным цветом.
4. Игра «Цветик-семицветик»
- Посмотрите, что вам принесла собачка. Как называется этот сказочный цветок? Почему?
- Давайте вспомним сказку. Какие волшебные слова нужно было сказать?
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – быть по моему вели.
Какие слова с буквами по нашей теме нам встретились? Давайте запишем. А теперь скажем эти волшебные слова с опорой на написанное.
- А теперь выберите каждый по лепестку. Какого он цвета? Поставьте на листе первую букву. Приложите лепесток и вставляйте в отверстия буквы по нашей теме.
- Поменяйтесь лепестками. Не забывайте отмечать на листе, какого цвета лепесток вы уже использовали.
5. Физкультминутка.
- А теперь встаньте, собачка хочет с вами поиграть. Она будет кидать вам мячик и называть начало слова, а вы должны добавить слог –за или –са.
Поло –
Гла –
Сле –
Кра –
О –
Блу -
Колба -
Бере –
Стреко –
Мимо –
Голо –
Кры –
Ва –
Кукуру –
Чуде -
Зано –
6. Работа в тетради.
- Зайчик вам принес ребусы.
Коза – коса
Лиза – лиса (обратить внимание на разное ударение)
Роза – роса
Зуб – суп (обратить внимание на разное написание слов)
- Какими звуками отличаются пары слов?
- Я начну предложение, а вы закончите:
У девочки толстая … (коса).
На лугу пасется …(коза).
У Саши выпал молочный …(зуб).
Мама варит молочный … (суп).
Девочку заовут … (Лиза).
В лесу живет рыжая … (лиса).
В саду распустилась прекрасная … (роза).
Утро на траве … (роса).
- А теперь вспомним предложения. Составим схему предложения. Запишем предложения в тетрадь с опорой на схему.
Каким цветом мы подчеркнем букву З? С?
7. Итог занятия.
- Какие же звуки мы учились различать? Чем они похожи и чем различаются? Какие буквы обозначают эти звуки? Молодцы!
Гунина Галина Викторовна,
учитель-логопед