Методическая разработка логопедического занятия:
Конспект совместной деятельности детей младшей группы и родителей с использованием оборудования сенсорной комнаты
«Путешествие в зимний лес»
Программное содержание:
1. С помощью интерактивной среды сенсорной комнаты стимулировать речевую активность, развивать сенсорно-перцептивную сферу дошкольников. Закреплять лексический материал, стимулировать развитие психических процессов, активизировать пассивных детей, способствовать снижению утомляемости через взаимодействие детей с оборудованием сенсорной комнаты (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”; “сухой бассейн”зеркальный шар и т.д.).
2. Обобщать и закреплять знания о зимнем периоде. Формировать умение передавать свои ощущения в речи.
3. Продолжать формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь.
4. Развивать зрительно-двигательную координацию при рисовании на песке.
5. Развивать общую координацию, умение управлять своим телом, расслабляться снимать эмоциональное напряжения при выполнении релаксации.
Оборудование:
- мяч – снежок; игрушка белка; “сенсорная тропинка”; сюжетная картина , “сухой бассейн”; песочница; магнитная доска с фигурками; аудиозапись “Голоса природы”; “зеркальный шар”; кассета с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”.
Ход занятия
Организационный момент:
Логопед:
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправляемся с вами в зимний лес.
– Посмотрите, кто к нам пришел? (Белка)
– А что это у нее в лапках? (корзинка). Хотите узнать, что в корзинке? шишки.
– Белочка понесла шишки к себе домой, в дупло.
– Белочка говорит, что эти она заблудились. Вы хотите ей помочь?
Логопед:
– Тогда мы с вами отправимся в зимний лес, на помощь белочке. Чтобы добрать до дома белочки мы должны выполнять разные задания.
– А чтобы отправиться в путешествие, нужно пройти сквозь волшебный снегопад (“пучок фиброоптических волокон с боковым свечением “Звездный дождь”), и назвать, какая бывает зима? (холодная, морозная, снежная, белая).
– Молодцы, много слов о зиме придумали!
– Вот мы и оказались в волшебном лесу. (звучит аудиозапись “вьюга”).
Логопед:
Вьюга старая, седая,
с ледяной клюкой
Вьюга ковыляет
Бабою Ягой:
з-з-з-з,
Стонут дубы (низким голосом)
м-м-м-м-м
Стонут березы (высоким голосом)
м-м-м-м-м
Шумят сосны и ели:
ш-ш-ш-ш-ш
Стихает вьюга:
с-с-с-с-с
Логопед: Давайте оглядимся вокруг. Посмотрите, мы оказались в зимнем лесу. Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю как покрывалом.
Логопед: включает зеркальный шар, имитирующий снегопад.
– Давайте поиграем, вы будете снежинками. Игра Снежинки. (дети, кружась, идут к сухому бассейну) .
– Посмотрите, какие кучи снега навалило, как они называются, помните? Правильно, сугробы. Давайте прыгнем в снег (сухой бассейн), поваляемся там. Ах, как много снега.
Логопед: – Ребята, скажите, какой бывает снег?
Ответы детей: холодный, белый, пушистый, мягкий мокрый, и т.д..
Логопед: А. сейчас мы с белочкой отправимся по снежной тропинке и скажем, а что делает снег (кружиться, летит, падает, скрипит, хрустит, блестит, липнет, тает, лежит, идет).
Логопед: Вот мы и пришли, посмотрите как много на полянке следов. Как вы думаете, чьи это следы?
Ответы детей: волка, лисы, медведя, зайца и т.д.
Игра “Изобрази следы животных”
– Давайте мы попробуем изобразить звериные следы (3 пальчика – маленькие, заячьи следы; 4 пальчика – лисьи следы; 5 пальчиков – волчьи следы)
Дети изображают звериные следы в песочнице.
– Ах, посмотрите, какое волшебное дерево у нас засветилась. Белочка приглашает нас посмотреть на огонечки: если огоньки побегут быстро, то мы говорим быстро, если медленно то – то и мы говорим медленно.
“Белка скачет, белка скачет.
Словно серый мягкий мячик…”
Физминутка:
На поляночке лесной
Собрались мы все гурьбой.
По сугробам мы идем
Друг за дружкою гуськом:
хруп – хруп – хруп – хруп.
Лисичка серая шагает
Хвостом дорогу заметает:
свиши – свиши – свиши – свиши.
На снегу петляет зайка.
Белый зайка попрыгайка:
типи – типи топ, типи – типии.
По сугробам мчится волк.
Серый волк зубами щелк: сквелч, сквелч, сквелч,
А в берлоге сопит мишка.
Серый мишка наш топтыжка:
сап – сап – сап –сап.
По снежку пойдём гулять,
И детишек выручать:
топ – топ–топ – топ.
Логопед:
– А вот мы и добрались до дерева, где живет наша белочка. Дети белочка очень обрадовались, что вы нашли её домик.
Педагог:
– Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пойдем греться, нас с собой приглашает белочка. О, у нас уже горит камин. Он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку. Много лет назад композитор П. И. Чайковский решил рассказать о зимнем месяце (январе) и написал пьесу, которую назвал “У камелька”. Камелек — это и есть камин, очаг. (Прослушивание музыки)
Итог занятия:
– Понравилось вам наше зимнее путешествие? Что мы делали? Валялись в снегу, играли в снежки, гуляли по лесу, говорили о животных, грелись у огня и слушали музыку.
– А сейчас белочка прощается с вами. Ей очень понравилось, как вы занимались, рассказывали, отвечали на вопросы, и она хочет подарить вам орешки, которые она собрала в лесу.
Учитель-логопед
Федотова Ирина Владимировна