Данное занятие рассчитано на учащихся первых классов, изучивших все буквы алфавита. Занятие является итоговым. Его целью является различение звуков. Развитие фонематического слуха и восприятия, памяти, мышления, обогащение словарного запаса. Для реализации вышеперечисленных целей используются специальные технические средства (компьютер, мультимедийный проектор). Рекомендовано для работы учителям-логопедам.
Методическая разработка: Логопедическое занятие в 1 классе на тему
«Путешествие Буратино по стране звуков. (Звуки гласные и согласные)»
Цель:
Учить различать звуки. Развивать слух, память, мышление, обогащать словарный запас.
Задачи:
Образовательные:
1. Показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся.
2. Познакомить с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками
3. Учить образовывать из звуков слоги, слова. Составлять предложения по заданной теме.
Коррекционные:
1. Становление фонематического слуха и фонематического восприятия.
2. Формирование самоконтроля за речью.
3. Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
1. Воспитывать слуховое внимание, слухоречевую память, мышление.
Ход занятия:
I. Звуки и буквы.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с …
- Правильно. Буратино пришёл к нам сегодня в гости. Папа Карло купил Буратино азбуку. Но что с ней делать? Для чего она нужна? Буратино не знает. Давайте с вами ему поможем разобраться.
- Буратино шёл по дорожке и услышал разные звуки. Давайте послушаем, что же он услышал?
(Звучат в записи звуки: проезжающей машины, квакания лягушки, пения птиц….)
- Какие же звуки вы услышали?
- Правильно. Все звуки мы с вами слышим.
II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки.
- А сейчас я предлагаю вам послушать сказку, которую расскажет Буратино.
(Звучит в записи сказка о гласных и согласных звуках)
- О чём вы прослушали сказку? (О звуках)
- Что вы знаете о гласных звуках? (Они поются, не встречают преграду)
- О согласных звуках? (При произнесении мы встречаем преграду)
- Какой гласный звук встретился в этой сказке? (А)
- Какие согласные встретились?
- Если мы соединим вместе гласные и согласные, что получится? (Слоги)
- Из слогов, что можно составить? (Слова)
- У вас на партах лежат слоги. Давайте попробуем составить из слогов слова (слова; Буратино, азбука, ворона…)
- Из чего мы составляли слова?
- Какие у вас получились слова?
- Приведите пример двусложных слов, трёхсложных слов.
- Выделите голосом ударение в слове Буратино. На какой по счёту слог падает ударение?
- Устал наш Буратино. Давайте немного отдохнём вместе с ним.
Физкультминутка.
Буратино потянулся.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
- Вы составили слова. Выберите любое слово и составьте с ним предложение.
- Что такое предложение?
(Дети составляют предложения)
- Сколько слов в этом предложении?
- Что нужно знать при написании предложения?
- Откройте тетради по чтению и приготовьте свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели.
И работать захотели.
- Напечатайте своё предложение.
- Составьте схему предложения.
III. Итог занятия
- Как вы думаете, ребята, Буратино теперь понял, для чего ему купили азбуку?
- Для чего?
- Все звуки живут вместе дружно и любят распевать весёлую песенку. Мы с вами сейчас исполним для Буратино весёлую песенку, чтобы ему было легче учиться.
Песня «33 буквы»
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились.
Надежда Михайловна Павлова,
учитель-логопед