Сценарий логопедической викторины на закрепление навыков правильной речи.
Логопедическая викторина
Цели: Закрепление знаний учащихся.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить навыки правильной речи;
- уточнить и расширить словарь на материале речевых игр.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
- развивать слуховое внимание и память,
- познавательную активность;
- мотивацию игровой и учебной деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение друг к другу;
- соблюдать речевой этикет при общении, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения.
Оборудование:
- запись мелодий для сопровождения мероприятия, презентация слайдов, предметные картинки, карточки с буквами алфавита, карточки с предметными картинками, карточки со словами, фишки, призы.
Ход викторины
Добрый день! Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра.
Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать.
Для того, чтобы увидеть, чему научились дети, проведём логопедическую викторину.
Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах.
Представление команд.
1 Команда «Радуга».
Девиз: Будем дружными всегда, как у радуги цвета.
2 Команда «Улыбки».
Девиз: Жизнь без улыбки – ошибка, да здравствует смех и улыбка!
- Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри).
Мы приветствуем так же наших болельщиков! Желаем всем успехов! Итак, начинаем нашу викторину!
Приветствие команд
1 Команда «Радуга».
Пусть будет справедливая игра,
кто проиграет – не беда.
2 Команда «Улыбки».
Пусть дружба победит в нашей игре,
и мирно станут жить все на земле.
Каждая команда получает по одному баллу.
Конкурс «Рифмовки»
Описание. Доскажи словечко.
Какая из команд даст большее количество ответов та и победит в этом конкурсе. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1 команда
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…(зарядку).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… (задача).
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс… (звонок).
2 команда
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…(карандаш).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку… (мячик).
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).
Если все ты будешь знать,
То получишь в школе… (пять).
Веселятся Коля,
Лена — Это значит… (перемена).
Жюри объявляет итоги 1 конкурса.
Конкурс «Буква заблудилась»
(письмо от деда Буквоеда)
Сегодня я получила письмо от деда Буквоеда. Он любит сочинять стишки-рифмы. Буквоед перепутал буквы в словах. Ваша задача найти неправильные слова и исправить их. Та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием и выиграет в этом конкурсе.
Закричал охотник:
Ой! Двери гонятся за мной!
На глазах у детворы
Крысу красят маляры.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами!
Под березами, где тень,
Притаился старый день.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.
Послушайте стихотворения про звуки. Дети читают стихи.
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны, а бывают звуки речи, мы их точно знать должны.
«К» клокочет, «Г» гогочет,
«Х» хохочет, «Р» рычит.
Звуки в слове исчезают,
снова появляются.
Звуки слово изменяют,
Сами изменяются.
В слове «дочка» «д» пропала,
«т» на это место встала.
Было «дочка», стало «точка»,
так слова меняются.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим!
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
пишем их старательно.
Жюри объявляет итоги 2 конкурса.
Конкурс «Буква потерялась»
Описание. Вставьте пропущенную букву в слова.
1 команда: В.ЛК, М.ДВ.ДЬ, Л.С., Б.ЛК.
Как можно назвать эти слова одним словом? (дикие животные).
2 команда: СТ.Л, ШК.Ф, Д.В.Н, КР.СЛ.
Как можно назвать эти слова одним словом? (мебель).
Выигрывает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
Жюри объявляет итоги 3 конкурса.
Конкурс «Составь из букв слова»
Слова рассыпались. Надо их собрать.
1 команда
Р Ш Ы (шары)
К Ж У (жук)
О Л С Н (слон)
А П Л И (пила)
М А А Р (рама)
2 команда
С М О (сом)
Д М О (дом)
Ы Р С (сыр)
М Д Ы (дым)
А М М А (мама)
Жюри объявляет итоги 4 конкурса.
Игра со зрителями «Хлопай-Топай»
- На звук С – хлопать, на З – топать.
Зайка, сайка; зуб, суп; коса, коза; роса, роза; Лиза, лиса.
- На Ш – хлопать, на Ж – топать.
Уши, ужи; жар, шар; шаль, жаль; шалость, жалость; тужить, тушить.
Конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук»
Каждый из капитанов команд выбирает конверт с буквой (С или З).
Логопед: Отгадайте слова на заданный звук.
Капитаны отвечают по очереди. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Буква «С» в начале слова.
1. Ночная птица (сова).
2. Имя девочки (Соня, Саша).
3. Третий день недели (среда).
4. Белый, сладкий, тает в воде (снег).
5. Хвойное дерево (сосна).
6. Белый, пушистый (снег).
7. Вежливое слово (спасибо).
Буква «З» в начале слова.
1. Холодное время года (зима).
2. Имя девочки (Зина, Зоя).
3. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока (звонок).
4. Зимой белый, летом серый (заяц).
5. Верхушку новогодней елки украшают… (звездой).
6. Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
7. Кто растет корнем вверх? (зуб).
Жюри объявляет итоги 5 конкурса.
Конкурс «Отгадай слово» («Шифровальщики»).
На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово
Мяч – м
Очки – о
Ласточка – л
Облако – о
Дом – д
Цыпленок – ц
- Какой буквы не хватает?
- Ы
- Какое слово получилось?
- Молодцы
Жюри объявляет итоги 6 конкурса.
Конкурс чистоговорок
Чётко произнесите чистоговорки.
1 команда
- Жа-жа-жа, жа-жа-жа, жили-были два ежа.
- Шу шу-шу, шу-шу-шу, я им молока ношу.
- Жа-жа-жа, жа-жа-жа, ешьте, ешьте два ежа.
- Шо-шо-шо, шо-шо-шо, это очень хорошо.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я ребятам расскажу.
2 команда
- Зу-су-зу — я пасу козу.
- За-са-за — ест траву коза.
- За-за-за — молоко даёт коза.
- Са-са-са — вот летит оса.
- Су-су-су — не боюсь осу.
- Сы-сы-сы — нет осы!
Жюри объявляет итоги 7 конкурса.
Конкурс «Загадки лесовичка»
Какая из команд даст большее количество ответов та и победит в этом конкурсе. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Описание. Старичок лесовичок приготовил загадки, отгадайте их. Отметьте, на какой звук начинается отгадка, на какой звук оканчивается слово.
Красивый грибок
Не бери в кузовок,
В белых пятнах, красный,
Ядовит, опасный. (Мухомор)
На какой звук начинается слово? На какой звук оканчивается слово?
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются… (Лисички)
Эту ягодку найдёте
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (Клюква)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с … (Малиной)
Жюри объявляет итоги 8 конкурса.
Конкурс «Лучший скороговорщик»
Скороговорки надо уметь говорить очень быстро, правильно. Проверим наших команд.
1 команда: У ежа-ежата, у ужа – ужата.
2 команда: Шесть мышат в камышах шуршат.
1 команда: У Сени и Сани в сетях сом с усами.
2 команда: Запоздалая зима за ночь избы замела.
Жюри объявляет итоги 9 конкурса.
Конкурс «Собери пословицу»
Описание. Детям раздаются конверты, в которых находятся карточки со словами. Из отдельных слов необходимо составить пословицу. Выигрывает команда, первая и правильно составившая пословицу.
1 команда: Жизнь дана на добрые дела.
2 команда: Кончил дело – гуляй смело.
Жюри объявляет итоги 10 конкурса.
Это было наш последний конкурс. Пока жюри подводит итоги, предлагаю немного отдохнуть.
Инсценировка стихотворения «Штранная иштория» (Петр Синявский)
1-ый ребенок (автор)
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
2-ой ребенок (жук)
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
3-ой ребенок (оса)
— Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!
1-ый ребенок (автор)
И красавица оса
Улетела в небеса.
2-ой ребенок (жук)
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
1-ый ребенок (автор)
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
2-ой ребенок (жук)
— Это ж надо было так
Опроштоволоситься.
Как бы вновь не оказаться
В положении таком —
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком.
1-ый ребенок (автор)
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Я надеюсь, что вы ребята будете говорить правильно, четко, внятно и в такую странную историю никогда не попадете!
Дети читают стихи
К логопеду я хожу,
Звуки всё твержу, твержу.
«Ш» — шипит, «Ж» — жужжит.
Язык «чашечкой» держу,
Губы «рупором» тяну.
Громко, чётко говорю.
Я картинки называю
И в копилку опускаю.
Много слов в копилке той:
Сладких, добрых и красивых,
Зимних, острых и любимых.
Как здорово кричать «Ура!»,
Когда звук «Р» есть у тебя.
А было время — помню я,
Не мог сказать я даже «ТРА».
Учился вверх тянуть язык,
Сдувая ватку с носа.
Учился язычком «долбить»,
Как дятел долбит носом.
В наш кабинет «Звуковичок»
Ходил я каждый день,
Тетрадь с собою я носил,
Картинки с мамой находил,
Рисунки с папой рисовал,
На пальцы пробки надевал,
И как на «лыжах» я шагал.
Теперь я громче всех кричу:
«Ура! Ура! Ура! »
Звук «Р» я чётко говорю,
За это всех благодарю!
На этом наша викторина подходит к концу.
Подведение итогов
Награждение команды победителей, поощрение участников призами.
- Поздравляем всех участников! Всего вам доброго! До новых встреч!
Гиззатуллина Чулпан Фауковна,
учитель-логопед