Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков «Грузовичок — речевичок»
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков Р-Рь.
Задачи:
- расширить словарный запас;
- овладеть звуко-буквенным анализом слов;
- овладеть навыками словообразования и словоизменения;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы;
- различать цвета и формы;
- развивать связную речь.
Оборудование:
- Макеты: грузовик, светофор, домик, фишки зеленого и синего цвета, руль из шнура с узелками, карточки с речевым материалом (слоги, слова, предложения, рассказы, чистоговорки, стихи), зеркало, окошки для определения места звука в слове, игра «Разрезная картинка», карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры:
Довезет без приключений
Груз любой по назначенью.
Он лениться не привык –
Наш помощник ……(Грузовик).
Жил на свете Грузовик, он всегда, везде в работе,
Груз везти его забота, ехал ночью, ехал днем,
Ехал ночью напролом…
Думал, так короче путь,
Но не знал куда свернуть,
От полянки земляничной
«Еду прямо. Все отлично!»
Ехал и увяз во что-то.
Так и есть! Попал в болото.
Поломались шины-ноги…
Нужно ездить по дороге,
Если ты уж, Грузовик, к трассам и шоссе привык!
Л: — Грузовик грустный, как ты думаешь, почему?
Р: — Грузовик сломался.
Л: — Давай поможем Грузовику и починим его. Посмотри внимательно и скажи, чего не хватает у Грузовика?
Р: — Фар, руля, колес. (Ребенок берет детали и крепит на Грузовик).
Считаем сколько деталей, одна фара и т.д.
Л: — А для того, то бы Грузовик поехал, что нужно сделать?
Р: — Завести мотор.
Вариант 1. Упражнение «Заведи мотор» (Выполняется движение руками и произносим отчетливо звук Р-Р-Р).
Вариант 2. Берем руль из шнура с узелками и нажимая пальцами на узелок произносим звук Р или слоги РА-РА-РА, РО-РО-РО; РЯ-РЯ-РЯ, РЮ-РЮ-РЮ в зависимости от этапа автоматизации звука.
Л: — Вот теперь Грузовик улыбается и готов к поездке. (Едем по дорожке произнося звук Р).
- Посмотри, что встретил Грузовик на своем Пути?
Р: — Светофор.
Л: — В названии этого предмета есть звук Р?
Р: — Да.
Л: — В какой части слова?
Р: — В конце слова.
Л: — Какой это звук?
Р: — Согласный, твердый.
Л: — Каким цветом обозначаем твердый звук?
Р: — Синим.
Л: — Помести фишку в соответствующее окошко.
(Ребенок ставит фишку в окошко, размещенное на Грузовике).
Л: — Грузовик продолжает свой путь и встречает на пути домик. Как ты думаешь, что может быть в этом домике?
(Ребенок называет свои варианты).
Л: — Давай посмотрим, что может быть в этом домике. (Игра «Разрезная картинка», собираем картинку). Что это?
Р: Супер – маркет, где продают овощи и фрукты.
Л: — Я предлагаю тебе загрузить в Грузовик овощи и фрукты. Найди овощи и фрукты в названии которых есть звук Р или РЬ. Ребенок находит соответствующие картинки и собирает в коробку.
Игры, которые можно предложить ребенку с картинками:
- «Назови ласково» (помидор-помидорчик, огурец –огурчик и т.д.) ,
- «Посчитай от 1-5» (один персик, два персика и тд.),
- «Один-много» ,
- «Определи место звука в слове»,
- «Подбери признак»,
- «Составь предложение»,
- «Чей? Чья? Чье?».
Учитель-логопед
Кондратьева Людмила Васильевна