Конспект логопедического занятия в подготовительной группе:
Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К
Цели занятия:
Коррекционно-развивающие:
1. Совершенствовать умение произносить звуки [К] и [К'] правильно, дифференцировать их на слух и в произношении;
2. Развивать умение определять место нахождения звука в слове: в начале слова, в середине слова, в конце слова.
3. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Образовательные:
1. Учить разбираться в понятиях: «согласный звук», «глухой согласный звук», «твердый и мягкий согласный звук».
2. Учить выбирать правильные символы для обозначения согласных звуков.
3. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Создавать условия для обучения звуковому анализу и синтезу коротких слов.
Воспитательные:
1. Воспитывать дисциплинированное поведение на занятиях, интерес к занятиям.
2. Воспитывать бережное доброе отношение к живой природе (птицы)
Здоровьесберегающие:
1. Способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии.
Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [К] и [К'], оборудование к игре «Барон Мюнхгаузен», предметные картинки, полоски для определения места нахождения звука в слове, мячик, рабочие листы с заданиями, символы звуков, карандаши, картинки кот и кит, настенное пособие «Звуковой замок».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, давайте вспомним наши правила поведения на занятии:
Раз, два, три, четыре, пять
На занятиях мы опять
Будем думать, размышлять,
Слушать, отвечать, играть,
Но друг другу не мешать.
Чётко, внятно говорить,
Не вертеться, не шалить.
Если мы будем с вами соблюдать эти несложные правила, то всему научимся.
II. Основная часть.
1. Знакомство со звуком [К].
Дидактическое упражнение «Барон Мюнхгаузен»
Ребята, к нам прилетел герой – барон Мюнхгаузен, с ним всегда происходят какие-то приключения. На этот раз он отправился в полёт на пушечном ядре. Летит барон и всё ему сверху кажется маленьким:
Не город, а городок, не корабль, а кораблик, не диван, а диванчик и т.д.
Ребята, какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
- Звук [К].
Логопед показывает перед зеркалом, в пособии с артикуляционными профилями и объясняет детям артикуляцию звука [К]:
— губки свободны;
— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
— горлышко «молчит».
- Давайте представим, что как будто идет сильный дождик:
- Произнесём — КККК
- Ребята, давайте расскажем про звук. Какой он?
- Звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой.
- Каким цветом будем обозначать звук в схемах?
- Будем обозначать синим квадратом.
- Колокольчик дадим звуку [К]?
- Не дадим, потому что голосовые связки не работают.
- Ребята, звук [К] обозначается такой буквой. Помещаем её на синюю башню замка. Работа с настенным пособием «Звуковой замок».
2. Дидактическое упражнение «Сигнальщики»:
- Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]:
к, м, п, в, к.…; ка, ма, па, ва; ак, ам…; корова, мак, резина, рука…
3. Дидактическое упражнение «Угадай слово»
(взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.
4. Работа с картинками:
Назвать правильно нарисованные предметы, определить место звука [К] в этих словах:
Колбаса, молоко, крот, лак, книга, молоток, карандаш, тарелка, поросёнок, щенок, книга, вилка.
Физминутка
«Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
- Ребята, зачем нужно подкармливать птиц зимой?
5. Знакомство со звуком [К'].
Знакомство со звуком [К'].
Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь…
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение зелёным квадратом.
Работа с пособием «Звуковой замок».
Знакомство с буквой, которая обозначает звук [К']. Помещаем её на зелёную крышу замка.
6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» с использованием мяча.
ка-кя, ко-…; кю-ку, ки-…
7. Дифференциация звуков [К] — [К'].
-Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']):
капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
8. Работа по рабочему листу.
Обозначение места нахождения звуков [К] — [К'] в словах карандашами соответствующего цвета.
9. Работа с буквой.
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука.
В. Ковшиков
- Ребята, на что похожа буква К?
Задание по рабочему листу с буквой К.
10. Самостоятельный звуковой анализ слов.
Выкладывание схем слов из символов звуков.
- Ребята. Посмотрите. Кто это?
- Кот.
- Возьмите свои карточки для составления схем и выложите схему слова кот.
- А здесь кто нарисован?
- Кит.
- Давайте составим схему и для кита.
III. Итог занятия.
- Ребята, с какими звуками мы сегодня знакомились?
- Со звуками [К] — [К'].
- Молодцы, ребята.
Литература:
1. З. Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям». Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2007г.
2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» альбом №1 -М.: Издательство Гном и Д, 2009 г.
3. Уварова Т. Б. «Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» М.: Сфера, 2009.
Симанович Наталья Владимировна,
учитель-логопед