Подгрупповое логопедическое занятие для старшего дошкольного возраста.
Тема «Мы строим дом»
Тип занятия: подгрупповое.
Возрастная группа: старшая.
Цель занятия – развитие лексико-грамматического строя и связной речи на материале лексической темы «Строители».
Задачи:
1. учить образовывать сложные слова,
2. упражнять в образовании прилагательных от существительных, развивать мелкую моторику, пространственную ориентацию,
3. развивать умение строить сложноподчиненное предложение с союзом «потому что»;
4. развивать логическое мышление.
Обогащение словаря: каменщик, плиточник, маляр, штукатур, автокрановщик, архитектор.
Активизация словаря: одноэтажный, многоэтажный; деревянный, кирпичный, блочный; высокий, низкий; фундамент, крыша, стены, окна, двери.
Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка», рассказа В.Осеевой «Строитель».
Оборудование: конструктор «Лего», машина грузовик, мультимедийная презентация, конверты, рисунки домов.
Ход занятия:
1. Мотивационный
Л: Ребята, мы попали в Лего-страну. У ее жителей, лего-человечков Тима и Дена случилась беда. На их город налетел шторм и поломал дома. А почему это случилось?
Д: Дома были некрепкими.
Л: Что теперь делать человечкам, им негде жить?
Д: Нужно построить новые дома, более крепкие.
Л: Верно, лего-человечкам нужно помочь, а как это сделать правильно нам подскажут люди разных профессий, связанных со строительством.
2. Ориентировочный (показ презентации)
Л: Сначала дом нужно спроектировать на бумаге. Это делает архитектор. Расскажите, из каких частей состоит дом?
Д: Фундамент, стены, крыша, окна, двери.
Л: Как называется дом, в котором один этаж? Два этажа? Три этажа? Много этажей?
Д: Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, многоэтажный.
Л: Из каких материалов строят дома?
Д: Кирпичи, блоки, бревна.
Л: Если дом из кирпича (камня, бетона, дерева), то он какой?
Д: Кирпичный, каменный, бетонный, деревянный.
Л: Архитектор сделал план дома для лего-человечков: один для Тима, другой для Дена.
Дети открывают конверты с планами и дают описание дому: одноэтажный дом с двумя окнами, двухэтажный дом с одним окном на каждом этаже.
Л: Архитектор составляет план будущего дома, а дальше начинается строительство. Расскажите, кто трудится на стройке.
Д: Каменщик, плиточник, маляр, штукатур, автокрановщик.
Л: Здесь также много строительной техники.
Д: Автокран, бетономешалка, самосвал, грузовик.
Л: Профессия «строители» очень важна. Все, кто трудится на стройке, называются строителями.
Динамическая пауза «Строители»
Снова утро и пора на работу мастерам
(потянуться руками вверх, встать на носки) Кладет каменщик кирпич за кирпичом – Растёт этаж за этажом. (Изобразить движения каменщика)
Поднимет все подъемный кран,
Он богатырь и великан. (Наклониться вперед, поднять руки вверх).
Красить комнаты пора- пригласили маляра.
(Движения руки с кистью) Строим, строим новый дом!
Дружно в доме заживем! (Шагать на месте).
3. Исполнительский
(дети садятся за столы)
Л: Приступим к постройке домов. Грузовик привез строительный материал. Выбирайте себе детали и начинайте строительство.
Д: собирают домики.
Л: Расскажите, какие дома у вас получились?
Д: Я построил двухэтажный кирпичный дом. Я построил одноэтажный дом с двумя окнами.
4. Рефлексивный
Упражнение «Исправь ошибку»
Л: Ребята, лего-человечки придумали небылицы. Послушайте и исправьте неверные утверждения.
Штукатур делает чертеж дома.
Бетономешалка возит кирпичи.
На стройке можно гулять детям.
Дома бывают двухэтажными.
Кирпичи прибивают гвоздями.
На стройке нужен цемент.
Дети исправляют ошибки.
Л: Тиму и Дену очень понравились дома, которые вы для них построили они тоже решили стать строителями. Посмотрите, какие инструменты они для подготовили для строительства и скажите, все ли правильно они сделали?
Мастерок, каска, кирпич, иголка.
Молоток, гвозди, пила, шприц.
Д: убирают лишнюю картинку.
Иголка лишняя, потому что относится к профессии «швея».
Шприц лишний, потому что относится к профессии «врач».
5. Перспективный
Л: Тим и Ден решили в будущем стать строителями, а вам понравилась эта профессия? Почему? Что бы вы построили, став строителями?
Учитель-логопед
Рубцова Наталья