Программа по преодолению аграмматической дисграфии для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью 7 класс

ПрограммаАннотация к Программе по преодолению аграмматической дисграфии для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью. Данная программа подготовлена для детей с системным недоразвитием речи легкой степени, по I варианту обучения. Цель программы: корректировать имеющиеся у обучающихся дисграфические дефекты речи для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил.

Программа по преодолению аграмматической дисграфии для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью
7 класс

(I вариант)

на 20__-20__ учебный год

Срок реализации программы 1 учебный год

Пояснительная записка

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Исследованиями проблемы дисграфии занимались: Р.И.Лалаева, А.В.Ястребова, И.Н. Садовникова, Л.Г.Парамонова , Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве системного недоразвития речи.

Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи учащихся проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки».

Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдаются в устной речи и на письме аграмматизм, которая проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно- падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения.

При этой форме дисграфии отмечаются также трудности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Диагностический этап, который решает следующие задачи:

• определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем);

• проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;

• выявить индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память;

• выявить наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Диагностика проводится в период с 1-2 недели сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа – 6-8 часов.

Коррекционно-развивающий этап, его задача:

  • оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной письменной речи, обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в классе.

При устранении аграмматической дисграфии основные направления работы заключаются в том, чтобы сформировать у детей морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

Основные задачи работы логопеда:

- расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

7 класс (60 часов)

Раздел работы

Содержание планирования

Ожидаемый результат (что должны знать и уметь обучающиеся)

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

Согласные твердые и мягкие.

Согласные звонкие и глухие.

Гласные ударные и безударные.

Звуко -буквенный анализ слов.

Правильно произносить звуки и характеризовать их по способу артикуляции.

Знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова.

Производить звуко-буквенный анализ слов.

Пользоваться словарем.

Лексико-грамматический строй речи. Усвоение программной терминологии.

Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами. Переносное значение слов.

Части слова. Однокоренные слова.

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Сложные слова.

Приставки и предлоги.

Грамматические категории имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Употребление в речи местоимений.

Активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

Подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость.

Образовывать новые слова разными способами.

Дифференцировать приставки и предлоги.

Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы.

Употреблять личные местоимения в нужной форме.

Работа над предложением и связной речью. Интонационная и смысловая законченность предложения. Связь и порядок слов в предложении.

Распространение предложений второстепенными и однородными членами.

Конструирование сложных предложений.

Использование обращений в речи.

Последовательный, выборочный и краткий пересказы.

Развитие диалогической формы речи.

План текста. Заголовок, тема и главная мысль.

Изложение текста.

Составление рассказов на заданную тему или по сюжетной картине.

Грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи.

Конструировать предложения разных видов.

Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.

Владеть различными видами пересказа.

Писать изложение текста.

Писать творческие сочинения на заданную тему.

Неречевые процессы. Развитие произвольности психических познавательных процессов, деятельности и поведения.

Развитие абстрактного мышления, долговременной памяти.

Развитие познавательной активности, коммуникативных навыков.

Произвольно управлять поведением и деятельностью.

Систематизировать информацию и воспроизводить ее.

Проявлять познавательные интересы, использовать базовые коммуникативные умения и приемы общения.

Развитие общеучебных умений и навыков. Планирование предстоящей работы.

Определение путей и средств достижения учебной цели.

Умение работать в определенном темпе.

Умение переносить усвоенные навыки на новый материал.

Использование в работе компьютерных технологий, справочной литературы.

Развитие приемов самоконтроля и оценки результатов деятельности.

Развитие учебного диалога.

Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы.

Действовать в новых условиях.

Пользоваться справочной литературой, компьютером.

Владеть дифференцированными приемами самоконтроля и оценки деятельности.

Вести учебный диалог с учителем, владеть вербальными средствами общения.

Календарно-тематическое планирование на I полугодие

№ п/п

Тема

Содержание работы

Сроки проведения

Логопедическое обследование.

1.09-15.09

1

Предложение. Интонационная и смысловая законченность предложения.

2

Предложение. Связь слов в предложении. Порядок слов.

3

Предложение. Второстепенные члены предложения.

4

Предложение. Однородные члены предложения.

5

Предложение. Развитие речи. Деление текста на предложения.

6

Состав слова. Корень, суффикс, приставка, окончание.

7

Состав слова. Смысловые значения приставок. Выбор нужной приставки.

8

Состав слова. Дифференциация приставок и предлогов.

9

Состав слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

10

Состав слова. Суффиксы профессий. (учитель, писатель, строитель).

11

Состав слова. Образование новых слов с помощью суффиксов.

12

Состав слова.  Связь слов в предложении с помощью окончаний.

13

Состав слова. Развитие речи. Рассказ по серии картинок и опорным словам.

14

Состав слова. Безударные гласные в корне слова.

15

Состав слова. Способы проверки безударных гласных в корне слова.

16

Состав слова. Непроизносимые согласные в корне слова.

17

Состав слова. Способы проверки сомнительных согласных в корне слова.

18

Состав слова. Проверочная работа.

19

Состав слова. Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

20

Имя существительное. Категория числа, рода, падежа имени существительного.

21

Имя существительное. Управление. Существительные единственного числа.

22

Имя существительное. Управление. Существительные множественного числа.

23

Имя существительное. Проверочная работа.

24

Имя существительное. Развитие речи. Составление предложений из данных слов.

25

Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именами существительными.
26 Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Календарно-тематическое планирование на II полугодие

№ п/п

Тема

Содержание работы

Сроки проведения

29 Имя прилагательное. Коррекция правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.
30 Имя прилагательное. Коррекция правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
31 Развитие речи. Рассказ – описание.
32 Местоимение. Лексическое значение местоимений, их употребление в речи.
33 Местоимение. Нахождение местоимений в тексте, синтаксическая функция местоимений.
34 Местоимение. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
35 Местоимение. Дифференциация местоимений 1, 2, 3 лица.
36 Местоимение. Употребление личных местоимений в нужной форме. (Особенности склонения).
37 Местоимение. Коррекция правописания местоимений с предлогами.
38 Развитие речи. Редактирование текста.
39 Глагол. Лексическое значение и употребление в речи глаголов.
40 Глагол. Синтаксическая роль глагола. Порядок слов в предложении.
41 Глагол. Способы образования видовых пар глагола.
42 Глагол. Образование глаголов прошедшего времени.
43 Глагол. Употребление в речи глаголов настоящего времени.
44 Глагол. Образование глаголов будущего времени.
45 Глагол. Употребление в речи возвратных глаголов.
46 Глагол. Согласование глагола с именем существительным.
47 Развитие речи. Выбор подходящего по смыслу глагола. Редактирование текста.
48 Предложение. Словесный состав предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Распространение предложений по вопросам.
49 Предложение. Выделение главных и второстепенных членов предложения.
50 Предложение. Распространение предложений однородными членами. Интонация при однородных членах предложения.
51 Предложение. Распространение предложений однородными членами. Употребление союза «и» как средства связи однородных членов.
52 Предложение. Употребление союзов а, но как  средства связи однородных членов предложения.
53 Предложение. Дифференциация простых и сложных предложений.
54 Предложение. Употребление союзов и, а, но как средства связи частей в сложном предложении.
55 Предложение. Конструирование сложных предложений.
56 Обращение. Использование обращений в речи.
57 Обращение. Интонация предложений с обращениями.
58 Слово. Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
59 Слово. Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
60 Слово. Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
61 Слово. Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Логопедическое обследование.

16 — 30.05

Литература:

1. Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку а коррекционной школе». Москва, Владос, 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». Москва, Просвещение, 1991.
3. Воронкова В.В. «Дифференцированный подход в коррекционно- развивающем обучении русскому языку умственно отсталых школьников». Москва, 2001.
4. Волкова Л.С. «Логопедия». Москва, Владос, 1999.
5. Волкова Л.С. «Нарушения письменной речи». Книга IV. Москва, ВЛАДОС, 2003.
6. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Э.В. «Рабочие тетради №2, №3, №4.». Москва, Просвещение, 2004.
7. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Э.В. «Русский язык 7 класса». Москва, Просвещение, 2006.
8. Гнездилов М.Ф. «Методика русского языка во вспомогательной школе». Москва, 1995.
9. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». Москва, 1970.
10. Лалаева Р.И. «Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников». Москва, Владос, 1988.
11. Лалаева Р.И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». Москва, Владос, 1978.
12. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». Москва, Владос, 1999.
13. Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии./ Конспекты занятий для логопедов». Москва. Издательство ГНОМ и Д, 2007.
14. Мазанова Е.В. «Логопедия./ Аграмматическая форма дисграфии.//Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии». «Аквариум» «Дом печати- ВЯТКА», 2004.
15. Пузанов Б.П., Коняева Н.П. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)». Москва, Академия, 2000.
16. Парамонова Л.Г. «Дисграфия./ Диагностика, профилактика, коррекция». Санкт- Петербург, «Детство- Пресс»,2006.
17. Парамонова Л.Г. «Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции». Обучение во вспомогательной школе, под ред. Н.П.Долгобородовой. Москва, Ленинград, 1973.
18. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и преодоление дисграфии у детей». Санкт Петербург, «Союз», 2004.
19. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы». Москва,1997.
20. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». Москва, ВЛАДОС, 1997.
21. Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи». Москва, Просвещение, 1984.

Учитель-логопед
высшей категории:
Илалова Л.Г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы Метки: ,

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи» Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.