Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в процессе формирования пространственных представлений в старшей логопедической группе:
«Зимняя рыбалка»
Группа: старшая логопедическая.
Цель: Уточнение и расширение знаний о пространственных понятиях.
Программные задачи:
1. ПР: Закрепить понятия «глубоко»-«далеко», «узкая»-«широкая».
2. РР: Определять и словесно называть пространственное расположение предметов от себя (слева, справа, вверху, внизу, в середине, впереди, сзади, прямо, между.).
3. РР: Закреплять умение правильно употреблять в речи предлоги с пространственным значением «в», «на», «над», «под», «около»; пользоваться схемами предлогов.
4. Учить детей определять разницу в пространственном расположении предметов и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.
5. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
6. Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесной инструкцией педагога и с помощью зрительных ориентиров.
7. Развитие зрительно-моторной координации, цветовосприятия, прослеживающий функции глаз, воображения, наблюдательности, памяти.
8. Воспитание любознательности; этикета общения; бережного отношения к природе.
Продолжительность НОД: 25 минут.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.
Предварительная работа:Проведение д/игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве («далеко – близко», «высоко-низко»); беседы о зимних явлениях в природе (жизнь обитателей водоема); рассматривание следов на снегу.
Словарная работа: Прорубь, дно, глубина, глубоко, дальше, ближе, узкая, широкая.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажные коврики, макет проруби, на дне которого лист ватмана с изображением разноцветных рыбок в разном расположении; следы животных и человека, костюм рыбака с удочкой и ведром, рыбки по количеству детей, 2 удочки, снежки из ваты (большие и маленькие), ведерки, предметные картинки на доске, схемы предлогов, 2 дорожки из палок, изображение аквариума с рыбами по контуру.
Ход НОД:
1. Мотивационная часть.
- Ребята, отгадайте загадку: «Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок» (рыба).
- Где рыбы проводят зиму? (подо льдом).
- Как вы думаете, можно ловить рыбу зимой? (ответы детей)
- Я вас приглашаю на зимнюю рыбалку.
2. Зрительная гимнастика «Наши глазки»
Но в начале пути мы потренируем наши глазки:
Глазки смотрят высоко, движение глазами вверх.
Глазки смотрят низко, вниз.
Глазки смотрят далеко, вдаль.
Глазки смотрят близко. на нос.
3. Игра «Так — не так».
- Как вы думаете, где можно ловить рыбу? (в реке, озере, море). Так как сейчас зима, мы с вами отправимся к реке через зимний заколдованный лес. Расколдуем его.
(Дети подходят к «зимнему лесу» на доске предметные картинки; на зимнем дереве сидит лиса, солнышко — под деревом, белка сидит в норе, сугробы — за облаками, сова — в берлоге.)
Правильно ли, что:
- Солнышко сияет под деревьями? (Солнышко сияет над деревьями) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.
- Сугробы лежат под землей? (на) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.
- Белка живёт в норе? (в) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.
- Лиса живёт на дереве? (под) Поместите картинку правильно. Найдите соответствующую схему. Поместите её рядом.
- Вы всё верно исправили и «расколдовали» зимний лес. Теперь мы можем отправляться.
- Посмотрите! Какая красивая дорожка протянулась! (массажные коврики) Идите по дорожке, не заморозьте ножки! (музыкальное сопровождение)
- Мы попали в зимний лес- здесь полным-полно чудес!
4. Игра «Распознай следы».
- Ребята, посмотрите, чего в зимнем лесу на деревьях много? (снега). Что остаётся на снегу, когда по нему кто-то пройдет, пробежит? (следы) Как выдумаете, чьи это следы? (диких животных) Почему они дикие? Превратимся в следопытов и узнаем, кто здесь пробежал и чьи это следы.
- Кто пробежал ближе все? (Ближе всех пробежала лиса)
- Значит чьи это следы? (Это лисьи следы).
- Кто пробежал дальше всех? (волк) Чьи это следы? (ответы детей)
- Кто пробежал справа от нас? (медведь) Чьи это следы? (ответы детей)
- Кто пробежал слева от нас? (заяц) Чьи это следы? (ответы детей)
- Кто пробежал перед нами? (белка) Чьи это следы? (ответы детей)
5. Игра «Короткий путь».
- Как вы думаете, а это чьи следы и куда они ведут? (рассматривание следов: следы человека направлены прямо вперед, а следы собаки о — слева направо). Как вы думаете, куда ведут эти следы? (к реке).
- По какому пути нам лучше идти, чтобы раньше прийти? Какой путь, по-вашему, близкий? (по следам человека). А какой далекий? (по следам собаки). Давайте проверим это — Илья, Саша, Катя пойдут по следам собаки, а Игорь, Стёпа, Вика пойдут по следам человека: кто раньше придет к реке (дети идут по следам).
- Как вы думаете, почему путь человека, самый близкий? (Потому что он шел вперед и прямо.)
- Как собачка плутала? (слева направо и путь оказался далеким.)
6. Игра «Где плавают рыбки?»
(На «реке» детей встречает рыбак)
Рыбак:
- Здравствуйте ребята! Молодцы, что нашли ко мне близкий путь (подводит детей к макету проруби). Кто знает, что это такое? (прорубь). А откуда он берется? (рыбаки сверлят отверстие на льду, чтобы ловить удочкой рыбу). Как называется поверхность земли под водой? (дно). Где находится дно? (далеко). А можно еще по-другому сказать: «глубоко». Значит, где рыбки плавают? (глубоко на дне).
- Рассмотрим рыб (дети через оргстекло рассматривают цвет и расположение рыбок на дне: листе бумаги. Красная рыбка – в середине, зеленая – вверху, синяя – внизу, желтая – слева, коричневая – справа).
7. Игра «Что изменилось».
- Рыбы плавают глубоко на дне. Сейчас вы в этом убедитесь. Закройте глаза. (Меняет 2 рыб местами) Открывайте глаза. Что изменилось? (Красная раба плавала в середине, а сейчас – вверху).
8. Игра: «Поймай рыбку на удочку».
Рыбак: Молодцы, ребята! Все правильно рассказали, где какая рыбка плавает на дне. За это я вам дам половить удочками рыбок в проруби.
Мальчики будут ловить рыб которые плавают слева, а девочки — справа. (музыкальное сопровождение)
- Сколько вы поймали разноцветных рыбок?
9. Игра «Попади в цель».
Рыбак: Теперь вы тоже настоящие рыбаки. А чтобы нам не замерзнуть на рыбалке поиграем в игру.
- Загляните за сугроб, что здесь? (снежки)
- Какие здесь снежки? (большие и маленькие)
- Мы их будем катать по дорожкам.
- Это какая дорожка? (узкая) Какие снежки будете по ней катать? (маленькие)
- Это какая дорожка? (широкая) Какие снежки будете по ней катать? (большие)
- Молодцы, умеете далеко катать снежки. Меткие ребята!
10. Игра «Аквариум»
- Ребята, давайте рыб, которых мы выловили, поселим в аквариум и заберём в группу. Назовите, какого цвета камни в аквариуме? Поселите рыб в аквариум, расположив их на камни. Расскажи, где поселилась твоя рыбка? (Моя рыбка поселилась вверху справа, посередине, внизу слева и т.д.)
- Саша, между какими рыбками плавает твоя рыбка? (Между синей и зелёной). (Аналогично 2 детей)
11. Итог НОД.
Рыбак: Хорошо, ребята! Очень вы мне помогли сегодня: и рыбок поймали, и узнали, что такое: «Далеко, близко, глубоко, что такое прорубь, дно».
- Все запомнили? А сейчас нам пора прощаться. До свидания.
Орлова Антонина Сергеевна,
учитель-логопед