Методическая разработка:
Конспект логопедического занятия
«В гости к Тёте Моте»
Знакомство со звуком [Ть]
Форма проведения: подгруппа.
Цель: Знакомство со звуком [Ть] .
- Закреплять артикуляцию и произношение звука [Ть],
- Закреплять понятие «согласный, глухой, мягкий»;
- учить правильно произносить звук [Ть] в слогах, словах;
- развивать фонематическое восприятие, внимание и память;
- учить определять наличие звука в словах, определять его место в слове;
- расширять глагольный словарь,
- учить употреблять звук [Ть] в предложениях.
Оборудование: мультимедийная презентация, коктейльные трубочки 5 шт., бумажные слоговые рыбки, картинки слов со звуком [Ть]. Бумажные цветы с чистоговорками.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мне пришло СМС от тёти Моти ( слайд 1 с изображением черепахи Т.Моти) , в котором она нас приглашает к себе в гости. И я ответила ей, что мы обязательно к ней придём.
Ребята скажите, с какого звука начинается слово Тётя?
Дети: со звука [Ть].
Логопед: Какой это звук?
Дети: согласный, глухой, мягкий.
Слайд 2 с изображением маркера ( синий кружок- согласный, перечёркнутый колокольчик- глухой, ленточка- мягкий)
Логопед: А в слове Мотя где слышится звук [Ть]?
Дети : в середине слова.
Логопед: но перед тем, как нам отправиться сделаем артикуляционную гимнастику.
Упражнения:
- для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов;
- для губ: «трубочка» — «улыбка» (5раз);
- для языка: «почистить нижние зубки; язык упирается в нижние зубы и движется слева направо;
- упражнение « Мостик» язык упирается в нижние зубы, спинка языка выгибается.
Логопед: Все готовы? Отправляемся в путь!
Слайд 3 « Дорожка с кочками»
Логопед: Ребята, произнесите столько раз звук [Ть], сколько кочек встретилось по дорожке.
Дети : произносят звук [Ть] семь раз. ( каждый по отдельности, затем все вместе)
Логопед: молодцы!
Слайд 4 «Лунтик с удочкой»
Логопед : Ребята, посмотрите, Кто это?
Дети : Это Лунтик!
Логопед достаёт импровизированное озеро на котором лежат вырезанные из бумаги рыбки. На каждой написаны слоги ТЯ, ТЮ, ТИ, ТЕ, ТИ.
Логопед: Ребята, давайте поможем Лунтику поймать рыбку для Т.Моти? Ловить их будем необычным способом.
Дети: Берут трубочки. Вдох поймать рыбку. Выдох опустить рыбку.
Логопед: Ребята, посмотрите, это слоговые рыбки, прочитайте, какие слоги написаны на ваших рыбках., Какой звук общий в этих слогах.
Дети: читают слоги., определяют звук Ть
Логопед: Молодцы ребята! Позовём Лунтика с нами в гости к т.Моти и отправимся дальше.
Слайд 5 «Изображение Милы, речка»
Логопед: Ребята, посмотрите, ещё одна наша знакомая. Узнали её?
Дети: Да, это Мила.
Логопед: Ребята т.Мотя живёт на том берегу реки. Поможем Миле построить мостик? И вместе с ней переберёмся на другую сторону реки. А вот и нужные нам доски. ( доски – вырезанные прямоугольники, на которых изображены картинки в названиях, которых есть звук Ть.)
Дети: называют слова. Слова — ТЕТРАДЬ, ТЕРЕМОК, ТЯПКА, ТЕЛЕФОН, ТИГР, ТЁРКА, МЕТЁЛКА, ЛИСТИК, КОСТЮМ, КАРТИНА.
Логопед: Ребята, давайте определим, где находится звук [Ть ] в начале , середине или конце слова .
Дети: ответы детей.
Логопед: Отлично справились! У нас получилось построить мостик через речку.
Слайд 6 « через речку появляется мостик»
Логопед: Идём дальше.
Слайд 7. «Полянка, Пчелёнок»
Логопед: Ребята, Пчелёнку задали домашнее задание. Он ни как не может подобрать нужные слова. Поможем Пчелёнку?
Вырезанные из цветной бумаги цветы на них записаны чистоговорки.
Логопед: Ребята, я вам прочитаю чистоговорку, а вы подберите подходящее слово.
Ать-ать-ать –нужно нам нектар…… (собрать)
Ать-ать ать – мы идём ….. (гулять)
Ать-ать-ать- весело….. (летать)
Уть – уть-уть – будет ветер …. (дуть)
Еть-еть-еть – будем….. (петь)
Еть-еть-еть- нужно нам ….. (успеть)
Ить-ить-ить – будем чай ….. (пить)
Логопед: Молодцы, Ребята!
слайд 8 «полянка, картинка Кузя»
Логопед: Ребята, посмотрите, узнаёте?
Дети : это кузнечик Кузя.
Логопед: Правильно, что умеет Кузя лучше всех?
Дети: Прыгать
Логопед: Давайте вместе с Кузей попрыгаем.
Дети : Выполняю движения по тексту, проговаривают стихотворение.
Кузнечики
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгать на носках легко.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
Т.Филимонова
Логопед: Как здорово мы с Кузей попрыгали. Но нам пора продолжать наш путь. Тётя Мотя наверное, заждалась нас.
Слайд 9 «Дорожка» «Домик, т.Мотя»
Логопед: Ребята мы с вами и с нашими друзьями дошли до домика т.Моти, но прежде чем мы с вами зайдём к ней в гости, послушайте маленький рассказик о т.Моте.
Тёте Моте очень одиноко сидеть в своём домике, поэтому она очень любит поболтать. Своим друзьям она рассказывает интересные истории. По вечерам тётя Мотя любит смотреть телевизор и пить чай . Поэтому вечером нельзя шуметь, прыгать и бегать. Нужно сидеть тих-тихо.
Логопед: Вспомните и назовите все слова со звуком [Ть], которые встречаются в рассказе.
Дети : Тётя, Мотя, сидеть, поболтать, интересные , гулять, тетрадь, смотреть, телевизор, пить, шуметь, прыгать, бегать, сидеть, тихо.
Логопед: Ответьте на вопросы полным предложением.
- Что любит делать тётя Мотя, когда ей одиноко сидеть в своём домике?
Дети: Когда тёте Моте одиноко сидеть в своём домике она любит поболтать.
Логопед: Что она любит рассказывать своим друзьям?
Дети: Она любит рассказывать интересные истории.
Логопед: Что любит делать тётя Мотя по вечерам?
Дети: По вечерам тётя Мотя любит смотреть телевизор и пить чай.
Логопед: Что нельзя делать вечером?
Дети : Вечером нельзя шуметь, бегать и прыгать.
Логопед: Как нужно сидеть?
Дети : Нужно сидеть тихо-тихо.
-Что она рассказывает своим друзьям?
Логопед: Молодцы ! Все справились с заданием. А вот и наша тётя Мотя. .(слайд 10 изображение т.Моти) До новых встреч!
Учитель-логопед:
Бердникова О.С.