Говорю. Пишу. Читаю. Звуки [м]-[мь], буква М

Краткая аннотация: В разработке представлен алгоритм работы с детьми и взрослыми, которые по разным причинам не овладели речью и грамотой или утратили их). Материал раскрывает комплексный подход, опирающийся на полисенсорную основу при одновременном обучении речи и грамоте, так как при изучении каждого нового звука и буквы задействованы зрительный, слуховой и кожно-тактильный анализаторы. Система работы предусматривает активное взаимодействие педагога/родителя с ребёнком (взрослым) или малой группой (2-3 человека).

Формирование речи, работа над произношением и обучение грамоте

«Говорю. Пишу. Читаю. Звуки «м-мь», буква М»

Конспект открытого логопедического занятия [Буква М]Ты уже знаешь звуки и буквы А, У, И, О, Ы. А теперь мы познакомимся со звуком, который сильно отличается от знакомых гласных.

Послушай стишок и назови звук, который повторяется чаще всего? (Логопед голосом выделяет звуки «м-мь»).

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз.
Умники!
(Е.Благинина)

Уточнение артикуляции (перед зеркалом)

Посмотри, когда мы произносим М губы сомкнуты без напряжения и размыкаются легко. (Пояснения для взрослых: при переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слова размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое нёбо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос). Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (во время произнесения звука М логопед прикладывает тыльную сторону одной руки ребенка к своей шее, а другую его руку – к его шее, чтобы малыш мог ощутить и сравнить вибрацию своей гортани и гортани педагога). Мы видим положение губ, чувствуем вибрацию не только гортани, но также груди, щёк и крыльев носа (логопед прикладывает руки ребенка к груди, щекам).

Поднеси руку ко рту – выдыхаемая воздушная струя не ощущается. Воздух выходит через нос, потому что губы сомкнуты. (Логопед прикладывает указательные пальцы ребенка к крыльям носа, чтобы он мог ощутить вибрацию). Звук получается с «мычащим» шумом. (Картинка: профиль артикуляции звука М).

Звуки, при произнесении которых образуется шум, называют согласными и обозначают синим квадратиком.

Узнавание (выделение, определение наличия) звука

«Слушай звук «М». Взрослый: «Я буду произносить (говорить) разные звуки, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук «М»: у, и, м, о, м, а, в, м. Подними правую руку, если услышишь звук «М»: ум, ах, ма, му, да, но, ку, ур, ми, зи, ом. Стукни карандашом по столу, если услышишь звук «М»: мак, дом, стул, мох, каша, машина, музыка, хлеб, мыло. Чтобы исключить догадку по артикуляции можно закрыть лицо до глаз экраном или надеть маску.

Работа над ритмико-слоговой структурой, интонацией, голосом

Картинка с изображением движения фонетической ритмики. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперёд в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м___. Движение слегка напряжённое, слабое, удлинённое.

Если ребенок затрудняется при выполнении движения на М и при этом нечетко произносит звук М, то примените сопряжённо-контактную фонетическую ритмику: возьмите запястья ребенка в свои руки и проведите ладонью ребенка от тыльной стороны руки ребенка к плечу, одновременно произнося звук М (забегая вперед, стоит отметить, что при работе по формированию речи, работе над произношением и обучением грамоте целесообразно надевать на руку карточку с буквой, чтобы создать связку: артикуляция (звук) – движение ритмики – графический образ буквы).

Скажи (произнеси) длительно (движения медленные): А_____М_____ — А_____М_____ (голос разговорной громкости, интонация удовольствия: малыш ест с ложечки (картинка).

Скажи кратко (движения быстрые): АМ – АМ – АМ (голос тихий, интонация удовольствия и удивления: малыш ест быстро (картинка)

Скажи длительно (движения медленные): М____А_____! (голос громкий интонация огорчения: малыш упал (картинка)

Скажи кратко (движения быстрые): МА! (голос громкий, интонация требования: ребенок требует, чтобы его взяли на руки (картинка)

Скажи (движения умеренные): МЫ (голос разговорной громкости, интонация уверенности: покажите фотографию семьи).

Скажи длительно (движения медленные): М____У____(голос громкий, интонация угрозы: бычок показывает рожки (картинка).

Скажи кратко (движения быстрые): МИ – МИ – МИ (голос тихий, интонация умиления: на фотографии/картинке – котята, щенята и т.д.).

Скажи длительно (движения медленные): М____И____(голос громкий, интонация сосредоточенности: ребенок поёт ноту «ми» (картинка).

Работа с разрезной азбукой, кассой букв и счетными палочками

Буквы мы видим (глазами), можем их читать и писать. Мы даже можем пощупать буквы-фигурки.

Стихи о букве:

Вот качели – Взявшись за руки,
Буква М! Мы встали
Здесь качаться И на М похожи стали.
Можно всем! (В.Степанов)
(Е.Тарлапан)

Показ графического образа буквы. Картинки.

Кассу букв заполняйте постепенно, вкладывая в карманчики уже знакомые буквы в алфавитном порядке. Обратите внимание, что слышим и произносим/говорим мы звуки «м-мь» — твердый и мягкий, а букву М (эм – алфавитное название/имя буквы) мы видим, можем написать, даже можем пощупать букву-фигурку.

Дайте задание сложить букву М из счетных палочек. Спросите, сколько нужно палочек, чтобы сложить букву?

«Угадай, какая буква в руке?». Ребёнок отводит руки за спину, а взрослый кладёт ему в руки знакомые буквы. Ощупав букву-фигурку, ребёнок называет её. Другой вариант игры: знакомые буквы положите в «чудесный мешочек» и попросите достать букву-фигурку М.

«Угадай, что написали на спине» (на руке). Ребёнок стоит к взрослому, а взрослый «пишет» на спине букву М. Попробуйте также использовать приём одновременного написания буквы ребёнком и взрослым: взрослый «пишет» на спине ребёнка, а ребёнок «пишет» в воздухе (или на прикреплённом листе бумаги). Спина является проекцией листа бумаги.

Подберите вместе картинки и наклейки (можно красиво нарисовать) на М и наклейте в тетрадь: марка, мост, муха, мыло, камыш, комар, сумка, дом.

Ищите букву М в названиях магазинов, учреждений, объявлениях, журналах, книгах, на кубиках. «Пишите» букву М в воздухе, на земле, на песке, на снеге; складывайте веточек, пуговиц, мозаики, камешков и т.д.; согните из проволоки, слепите из пластилина или из теста; сделайте открытку с аппликацией. Картинки: сложенная из камешков буква; дети указывают на вывеску «Магазин».

Загадки на М

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

Чистоговорки

Ма-ма-ма – высокие дома!

Мо-мо-мо – мы купили эскимо.

Му-му-му – мычит телёнок «Му!».

Ми-ми-ми – вместе тянем ноту «ми».

Грамматические игровые упражнения

«Один-много» (мак-маки-много маков, мост-мосты-много мостов, мышь-мыши-много мышей, муравей-муравьи-много муравьев).

«Назови ласково» Картинки. (малина – малинка, молоко -…, муравей — …, мыло — …, масло — …, мост — …, мышь — …).

«Из чего какой?» Картинки. (сок из мандаринов — …, джем из малины — …, пена из мыла — …, воротник из меха — …, салат из моркови — …, крем из масла — …, суп из мяса — …, пирог из мёда — … ).

«Медведи» (картинка). Как ты назовёшь членов семьи папы-медведя? (Мама-медведица, детёныши – медвежонок, медвежоночек, медвежата, медвежатки; семья медведей – медвежья).

«Имена». Изображения мальчиков и девочек. У каждого из нас есть имя.

Имена девочек – Маша, Марина, Малика, Амина.

Имена мальчиков – Матвей, Митя, Миша, Магомед.

Всем приятно, когда называют ласково. Назови ласково детей: Маша — …, Марина — …, Матвей — …, Митя — …, Миша — … , Амина — Аминочка, Магомед – Магомедик.

«Чьи следы?». На картинках: следы медведя – медвежьи, следы мышки – мышиные, крошечные следы муравья – муравьиные.

Пустая рамка. В этой рамке нарисуйте (или наклейте картинки или наклейки, но слова должны начинаться на М (магазин, масло, машина, мак, майка, мост, молоко, муха, мыло, мышка и т.д.); для детей постарше и взрослых словарь расширяется (маг, майор, мангуст, манто, маркиз, минута и т.д.

Соединение в слоги и работа над голосом

Вырежи три буквы М с «лицом и ножкой» из синего картона (картинка: большая улыбающаяся буква М в широкой прорезной дорожке, ведущей к буквам А, У, О, И, Ы (красного цвета), ребёнок прочитывает слоги громким голосом; буква М средней величины также ведёт к буквам знакомым гласным и ребёнок читает слоги голосом разговорной громкости; маленькая буква М в узенькой прорезной дорожке ведёт к буквам и ребёнок прочитывает слоги тихим голосом.

Мы говорим словами, а слова бывают длинные и короткие. Короткие слова будем обозначать короткими полосками, а длинные – длинными.

Игровое упражнение «Слово длинное или короткое»

Вырежи из белого картона две полоски: одну – размером примерно 1,5х4 см, а другую – 1,5х8 см. Взрослый называет слова, а ребёнок поднимает короткую или длинную полоску. Слова: мандарины, мак, макароны, муха, муравей, мел, мох, малина, мяч, ромашка.

Звук может быть в слове первым, в середине, последним, а может встречаться в слове не один раз.

Игровое упражнение «Где место звука?». Вырежи из белого картона полоску размером примерно 1,5х6 см. Попроси у мамы небольшую пуговицу. Пуговица будет обозначать заданный звук. Слушай слова и передвигай пуговицу на полоске. Слова: мак, камыш, изюм, мыло, комар, зима, сом, мишка, дом, ромашка.

Звуко-буквенный анализ

Как мычит корова? Составь схему этого короткого слова. Какой первый звук? (М – согласный, твёрдый). Какой второй звук? (У – гласный).Картинка: синий и красный квадратики. Под квадратиками – соответствующие буквы: МУ.

Чем мы думаем? Составь схему этого короткого слова. Какой первый звук? (У – гласный). Какой второй звук? (М – согласный, твёрдый). Картинка: красный и синий квадратики. Под квадратиками – соответствующие буквы: УМ.

Получается, что звуки-буквы поменялись местами, а слова получились разные.

Какую ноту мы пели? Ми. Составим схему. Первый звук – мягкий звук «мь», мягкий звук обозначаем зелеными квадратиками. Второй звук – «и», гласный. Картинка: зелёный и красный квадратики. Под квадратиками – соответствующие буквы: МИ.

Напиши заглавную печатную букву

М

Напиши строчную печатную букву

м

Напиши прописную заглавную букву

М

Напиши прописную строчную букву

М

Напиши слоги и слова печатными буквами

Ма мо му ми мы ум мама

ам ом им мимо

Картинки с изображением буквы М, написанной разными шрифтами.

Тренажёр. Из знакомых букв складывайте слоги и слова.

МА – АМ АМА — МАМА

МО – ОМ УМ — УМЫ

МУ – УМ МИМ – МИМО

МИ – ИМ МЫ — МИ

Обязательно объясняйте значения слов!

МЫ – ЫМ

Прочитайте слова и слогосочетания, выделяя голосом ударные гласные:

мАма мА-му-ми ма-му-мИ

мо-мО мА-мУ-ми мО-ма-му

ма-мо- МУ-ми МО-му-ми-ма

ма-МО-му-ми мо-МУ-ми-ма

ма-мо-му-МИ мо-му-МИ-ма

МА-мо-му-ми мо-му-ми-МА

МА – мак, мама, малина, матрос.

МО – мост, мох, мой, море

МУ – муха, музыка, муравей

МИ – Митя, миска, мишка

Ам – амфора, сам, дам

Ом – дом, ком, сом, том, гном

Ум – Умка, умный, сумка

Им – Тим, Бим, Ким

У мамы … . И у Умы … . У мамы и Умы … . (картинки)

Читаем вместе

Взрослый держит в своей руке руку ребёнка и ведёт указательным пальцем ребёнка по строчкам, читая и останавливаясь на знакомых слогах. Также для закрепления навыков чтения читайте чистоговорки с повторяющимися слогами.

Меня манит московское метро. Матовый мрамор. Многоцветные мозаики. Молочное мерцание. (картинки)

Молнией мчится метропоезд. Многовагонный. Многооконный. Многолюдный. Мест много. Мы молчим. Мелькают мелкие маячки. Мигают, мигают, мигают… (картинки)

- «Маяковская»! (картинка)

Молодец, машинист! (картинка) (Л. Яхнин)

Объясняйте значения незнакомых слов. Задайте вопросы:

Где был(а) мальчик (девочка)?

Что он(а) там видел(а)?

Опиши метропоезд – какой он?

Что происходит, когда люди едут в метропоезде?

Почему машинист – молодец?

Учитель-логопед, дефектолог
Инна Бадьминовна Мусова

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.