День космонавтики — конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Конспект итогового педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на тему «Юные Звездочеты»
ЦЕЛЬ. Обобщение и закрепление знаний детей подготовительной группы.
ЗАДАЧИ.
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и активизировать словарь по теме: «Космос. Планеты Солнечной системы»;
- совершенствовать умения составлять и решать арифметические задачи;
- закреплять представления о количественном составе чисел в пределах 10;
- закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 20 (двойками, пятерками).
- совершенствовать навыки чтения; составления, печатания слов, предложений.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение, координацию речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание эмоционального отклика, активности, самостоятельности;
- воспитание патриотических чувств, гордости за нашу страну.
Используемые технологии:
- игровые, социоигровые;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие: физминутки (приветствие, спортивная разминка), пальчиковая гимнастика, логоритмическое упражнение.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: экран, проектор, презентация «Космос»; колпак «Звездочета» и подзорная труба (по количеству детей). Раздаточный материал по математике, обучению грамоте: «Разрезная азбука», простой карандаш, лист бумаги.
Оформление зала: панно, украшенное звездами.
Музыкальный репертуар: звук радиостанции (Левитан) о полете первого человека в космос, песня из кинофильма «Про Красную шапочку» «Песенка «Звездочета»; запись голосов «Марсиан», «Лунтик»; группа Земляне песня «И снится нам не рокот космодрома …»; Лев Лещенко песня «Земля в иллюминаторе».
Предварительная работа: беседы о космосе и космонавтах, чтение произведений о космосе, просмотр мультфильмов («Голубой метеорит», «Тайна третьей планеты»), рассматривание иллюстраций на тему «Космос. Планеты Солнечной системы».
Ход образовательной деятельности
Мотивационно – ориентировочный этап
Приветствие «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнце, здравствуй ясное!
Дети поднимают руки вверх.
Здравствуй небушко прекрасное!
Разводят руки в стороны.
Здравствуйте, деревья!
Показывают правой рукой.
Здравствуйте, цветы!
Показывают левой рукой.
Звезды, что ночами блещут с высоты!
Поднимают руки вверх, показывают.
Здравствуйте, родители!
Здравствуйте, ребята!
Мы рады, что сегодня
С нами рядом вы!
Показывают.
Звучит голос радиостанции.
Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство….
Учитель-логопед. Ребята, сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о Космосе, ведь человека всегда интересовал его загадочный мир — есть ли жизнь на других планетах. Каждый из нас глядя на звездное небо, мечтает о недостижимом, великом и прекрасном!
Звучит песня из кинофильма «Про Красную шапочку» «Песенка «Звездочета», входит воспитатель в образе Звездочета.
Содержательный этап
Звездочет. Здравствуйте, ребята! Я – веселый Звездочет, целый год я наблюдаю за вами в свою подзорную трубу. Знаю каждого из вас. Вы такие добрые, любознательные и умные. Скажите, дети, вы бы хотели вступить в
ряды Юных Звездочетов? (ответ детей). Тогда вам необходимо показать знания в области Космоса.
Ведь, чтобы Звездочетами стать, надо очень много знать.
Ну тогда не зевайте, на вопросы отвечайте!
Интеллектуальная разминка
- Какой замечательный праздник 12 апреля отмечает наша страна? (День Авиации и космонавтики).
- Назовите конструктора, который руководил изготовлением первого космического спутника? (Сергей Павлович Королев).
- Как назывался первый космический корабль? (Восток).
- Сколько минут длился полет Ю. Гагарина? (108 минут). — Назовите первых женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая)
- Какие животные первыми побывали в Космосе? (Собаки: Белка и Стрелка).
- Что вы знаете о звездах? (Это огромные раскаленные шары, которые состоят из газа).
- Что образуется из звезд? (Из звезд образуются созвездия).
- Яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. (Солнце).
Ответы сопровождаются показом картинок.
Звездочет. Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и за это получаете важные для Юных Звездочетов атрибуты – колпачок и подзорную трубу. (Дети надевают колпаки, и берут подзорную трубу)
А сейчас, предлагаю отправиться в необычное космическое путешествие, по планетами Солнечной системы. Предупреждаю, вас ждут интересные приключения, различные интеллектуальные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? Перед тем, как отправиться в путь необходимо провести небольшую спортивную разминку.
Физ. разминка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Для начала мы с вами крутим только головами.
Корпусом вращает тоже, это мы, конечно, можем.
А теперь мы приседаем, и прекрасно понимаем –
Надо ноги укреплять, раз-два-три-четыре-пять.
В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля – расстилается земля.
Напоследок потянулись, вверх и в стороны. Прогнулись.
От разминки раскраснелись, и на место снова сели.
Звездочет. Подготовкой я доволен, из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров, к путешествию готов.
Вы трубу подзорную возьмите, взгляд на небо наведите.
Дети смотрят в подзорную трубу на экран интерактивной доски,
На экране появляются помехи — Космические пираты.
- Что же делать, как нам быть, видно все придется отменить. Посмотрите, космические пираты совершили разбой, перепутали все планеты Солнечной системы.
Учитель-логопед. Не расстраивайся, Звездочет, мы планеты по порядку назовем и порядок наведем.
Пальчиковая гимнастика «Планеты солнечной системы»
Вокруг солнца ходят кругом, друг за другом, друг за другом.
Дети делают вращательные движения руками перед собой.
Далее загибают пальчики, начиная с большого правой руки.
Раз — Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс, пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, семь – Уран, за ним – Нептун, он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом и девятая планета, под названием – Плутон.
Звездочет. Вот, спасибо, теперь полный порядок!
Учитель-логопед. Ребята, вы трубу подзорную возьмите, взгляд на небо наведите. (Дети смотрят в подзорную трубу на экран интерактивной доски.
(Читают «Меркурий»)
- Что вы знаете об этой планете, расскажите Звездочету и гостям. (Это самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу.)
- А какая планета расположена дальше всех от Солнца? (Нептун.)
- Какую планету называют «Утренней…» или «Вечерней Звездой»?
(Венеру, потому что ее бывает хорошо видно на небе в утренние и в вечерние часы).
- Какую планету называют карликовой? (Плутон).
- Какую планету называют газовым гигантом. (Юпитер).
- Какие планеты украшены кольцами? (Сатурн, Уран, Нептун).
Рассказ сопровождается показом планет.
Звездочет. Продолжаем наблюдение всем гостям на удивление.
Дети смотрят в подзорную трубу на экран интерактивной доски.
Читают «Марс»
- Ребята, почему здесь нет ничего живого, одни камни? (На Марсе очень холодно, т.к он находится далеко от Солнца). — Слышите, сигнал тревоги sos, это Марсиане просят о помощи. Давайте послушаем их. (Звучит голос о помощи от Марсиан)
Марсиане. Ребята, помогите, к нашей планете приближаются осколки метеорита. Вы спасете нас, если правильно выполните все задания.
Игра «Какое число спряталось?»
Игра «Составь задачу».
Дети по картинке составляют задачу на сложение и записывают ее решение.
Звездочет. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и посмотрите, осколки метеорита пролетели мимо Марса. Ура, планета спасена! Нам пора отдыхать песню спеть и танцевать.
Логоритмическое упражнение «Дядя Юра с Байконура»
Учитель-логопед. Что ж подзорную трубу опять возьмем, взгляд на небо наведем. (Дети смотрят в подзорную трубу на экран интерактивной доски.
(Читают «Луна») Дети, Луна — это планета? (нет – это спутник Земли).
Посмотрите, я вижу чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они? На экране появляется Лунтик.
Лунтик. Я пушистый незнакомец, фиолетовый малыш. Чей скажите я детёныш, чей пушистый я крепыш? На Луне, как оказался, и один совсем остался?
В гости вы меня возьмите, и от скуки сберегите!
Учитель-логопед. Что бы Лунтика на Землю взять, придется все заданья выполнять.
Игра «Назови, какая буква, слог потерялись?»
СПУТНИК, КОСМОНАВТ, ПЛАНЕТА, КОМЕТА.
Игра «Отгадай загадку и составь слово — отгадку»
Дети отгадывают загадку, слово — отгадку набирают с помощью разрезной азбуки. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост — поднимается до звезд. (Ракета).
Игра «Составь и напечатай предложение»
Дети придумывают предложение со словом ракета и записывают его на индивидуальных листках. Ребенок, который первым справился с заданием записывает предложение на доске.
Учитель-логопед. Ребята, вы выполнили все задания. Посмотрите, как радуется Лунтик, он говорит вам большое спасибо, теперь ему не скучно, ведь на Земле он обрел много хороших друзей.
Звездочет. Наше путешествие подходит к концу. А теперь отгадайте, ребятки последнюю загадку.
Всех родней, добрей, милее, всех богаче и щедрее. (Земля).
Просмотр презентации о земле «Четыре времени года»
Звездочет. Ребята, какая форма у Земли из Космоса? (Форма шара).
- А какого цвета наша земля из космоса? (Голубого).
- Почему Земля голубая? (Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами).
- Чем отличается наша планета Земля от других планет Солнечной системы? (Земля – это пока единственная известная планета на которой есть жизнь).
Ребенок. Берегите планету Земля – наш дом родной!
Пусть не будет на ней беды, пусть живут на ней — я и ты!
Рефлексивно-оценочный этап
Звездочет. Ребята, чем сегодня мы говорили? (О планетах Солнечной системы). Посмотрите еще раз на звездное небо, полюбуйтесь ее красотой помечтайте о прекрасном. Звучит музыка на экране «падает звезда».
Но, посмотрите, с неба Звездочка упала, в темноте она пропала.
Вы, ребята, помечтайте и желанье загадайте!
Учитель-логопед. А мы загадали желание, чтобы все у вас, дети, сбылось.
Вы пойдете, ребята, в свой класс, без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди вас, но без знаний на Марс не возьмут!
Тузлукова Ольга Владимировна,
учитель-логопед