Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе (ОНР)
«Зима в лесу»
Цель: систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, грамматически правильно составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
- учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие:
- учить правильно и точно выражать свои мысли;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением; мимическую мускулатуру;
- развивать речевое дыхание, диапазон голоса;
- развивать фонематический слух;
- учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Ноутбук, презентация, проектор, экран, ватные шарики, искусственные ёлки, бумажные шарики с картинками, аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия
Приветствие
Логопед с детьми становятся в круг и хором произносят:
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок.
Здравствуй беленький снежок.
Логопед:
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки.
Здравствуйте гости дорогие!
Организационный момент
Логопед: Намело, навьюжело,
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели (Н. Гончаров)
Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: О зиме.
Логопед: Верно, о зиме!
Если зимой холод, то это какая зима?
Если зимой снежно, то значит зима какая?
А если зимой морозно, то какая зима?
Если часто гуляет вьюга, то зима какая?
А если зима наступила рано, то какая зима?
Если зима наступила поздно, то зима какая?
Дети подбирают прилагательные.
Логопед: Зима удивительно красивое время года! И я предлагаю поехать на прогулку в зимний лес. Но сначала давайте оденемся потеплей.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии
Пришла зима, | Трём ладошки друг о друга. |
Принесла мороз. | Пальцами массируем плечи. |
Пришла зима, | Трём ладошки друг о друга. |
Замерзает нос. | Ладошкой массируем кончик носа. |
Снег, | Плавные движения ладонями. |
Сугробы, | Кулачки стучат по коленям попеременно. |
Гололёд. | Ладони двигаются по коленям разнонаправленно. |
Все на улицу – вперёд! | Одна рука на колене лежит ладонью, вторая рука сжата в кулак. Попеременно меняем. |
Тёплые штаны наденем, | Ладонями проводим по ногам. |
Шапку, шубу, валенки. | Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами. |
Руки в варежках согреем | Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони. |
И завяжем шарфики. | Ладони прикладываем к основанию шеи. |
Зимние месяцы называй! | Ладони стучат по коленям. |
Декабрь, январь, февраль. | Кулак, ребро, ладонь. |
Логопед: Вот мы и готовы. Давайте поедем за город в лес на поезде.
Ритмическое упражнение под музыку «едет поезд».
Динамическое упражнение «Дети по лесу гуляли» (Презентация).
Логопед: Вот мы и приехали. Какая красота вокруг!
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. | Ходьба друг за другом. | Слайд леса зимой. |
Вот берёзки стоят, на ребят они глядят. | Ходьба на носках, руки вверх. | Слайд берёзового леса зимой. |
Тут медведь в берлоге спит, очень сильно он храпит. | Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. | Слайд медведя в берлоге. |
Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем. | Ходьба с высоким подниманием колен. | Слайд с сугробами. |
Дети в сугробе тропку протоптали. | Ходьба приставочным шагом. | Слайд с тропинками в лесу. |
Мы зимы не боимся, очень быстро пробежимся. | Бег в колонне друг за другом. | Слайд зимнего леса. |
Мы на лыжи дружно встали и быстрее побежали. | Имитация ходьбы на лыжах. | Слайд лыжников. |
По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки. | Бег с высоким подниманием бедра | Слайд лошадей. |
Вот мы шли, шли, шли и на полянку в лес пришли. | Ходьба друг за другом. | Слайд леса зимой. |
Массаж лица
Логопед: Ох и холодно! Давайте разогреемся и сделаем массаж лица.
Белая метелицаПо дорогам стелется,
Закружилась над землёй, Затянула небо мглой. |
Спиралевидные движения:От середины лба к верхней части ушей.
От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей. |
На ветвях развесил инейНочью Дедушка Мороз.
Он сегодня очень сильный- Щиплет щёки, лоб и нос. |
Пощипывающие движения:От середины лба к верхней части ушей.
От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей. |
За снежинками снежинкиТихо кружатся, летят.
Укрывает все тропинки Покрывалом снегопад. |
Постукивающие движения:От середины лба к верхней части ушей.
От носа к средней части ушей. От середины подбородка к нижней части ушей. |
Мимическое упражнение « Снежинки» (Совершенствование имитационных движений мимики в соответствии с услышанным).
Дети сидят на коврике и под музыку выполняют соответствующие тексту движения.
Логопед: Представьте, что с неба падают снежинки, а вы ловите их лицом. Снежинка легла на левую щёчку – надуйте её, легла на правую щёку — надуйте её, легла на лоб – поднимите брови, как будто вы удивились чему то, вот снежинка легла на нос – наморщите носик, легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.
Снегопад закончился, а мы побеседуем о зимних приметах.
Беседа о зимних явлениях с использованием презентации.
Какие зимние явления в природе вы знаете? Дети смотрят на слайды и отвечают.
Фонопедическое упражнение «Вьюга»
Звучит запись завывания вьюги.
Логопед: Ой, ребята, послушайте, что это? Кажется вьюга приближается к нам. Если вьюга близко, она звучит громко, а если далеко – то тихо.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Вьюга приближается.
Дети под звуки вьюги поднимают руки вверх и двигаются к центру круга, сжимая его, при этом громко тянут звук У-у-у-у-у.
Логопед: Вьюга отступает.
Дети под звуки вьюги опускают руки и увеличивая круг, тихо тянут звук У-у-у-у-у.
Подвижная игра «Снежинки, ветры и мороз»
Логопед: Я буду «морозом», мальчики «ветрами», а девочки «снежинками».
Когда я говорю: «Ветры дуют легко » — « ветры» сидя на коврике выдыхают на ладони, приставленные ко рту «Фффф…уууу», а «снежинки» на носочках бегают по залу. Когда я говорю: « Ветры дуют сильно» — « ветры» приставляют ладони ко рту и дуют на них со звуком ш-ш-ш-ш-ш (губы трубочкой), как будто сдувают снежинки. «Снежинки» становятся на носочки, руки поднимают вверх и начинают медленно кружиться. Когда я говорю: «мороз»- «снежинки» произносят: «Ах» приседают, обхватывают колени руками и опускают голову.
Игра повторяется, но дети меняются ролями.
Беседа о зимующих птицах и животных с использованием презентации и записи пения птиц.
Логопед: Ребята, как называют животных живущих в лесу? Как они подготовились к зиме и, что помогает им выжить в суровом зимнем лесу?
Дети отвечают полными ответами.
Звучит запись голосов зимующих птиц, а дети их угадывают.
Как одним словом называются перечисленные птицы? Почему?
Темпо – ритмическое упражнение: «Снежок другу передай»
Логопед: Ребята, давайте слепим снежки (Дети повторяют движения за логопедом).
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Дети берут снежки из корзины, садятся в кружок, и напевая:
«Ты снежочек другу передай, ты снежочек другу передай, ты снежочек, ты снежочек, другу, другу передай ….»
Одной рукой передают свой снежок соседу справа, а другой рукой берут снежок соседа слева.
Игра «А что вчера?» (образование глаголов в прошедшем времени).
Логопед: Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне будете отвечать так, как будто это было вчера.
Логопед: Снежок волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
Сегодня снег падает, а вчера падал.
Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
Сегодня снег тает, а вчера таял.
Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
Сегодня снег идёт, а вчера шёл.
Дети стоят в кругу и передают снежок. Ребёнок у которого оказался снежок отвечает.
Подбор прилагательных к слову «снежинка».
Логопед: А какие бывают снежинки? (белые, пушистые, блестящие, ажурные, красивые, лёгкие, холодные, колючие, мокрые, узорные….)
Дети передают снежок по кругу, у кого в руках снежок тот и называет признак.
Игра «Назови слово ласково»
Логопед: Ребята, а как ласково можно назвать зиму? Правильно, зимушка!
Давайте поиграем в ласковые зимние слова. Назовите ласково: мороз, лёд, снег, сосулька, сугроб, санки, ветер, холод, горка, снежинка, снеговик….
Игра «Закрутим снежный ком»
(ориентация в пространстве, употребление предлогов).
Логопед: снежинок так много, что из них можно скатать снежный ком. Давайте возьмёмся за руки.
Дети под музыку двигаются за логопедом, закручиваются «спиралькой», образуя «снежный ком».
Логопед спрашивает детей: — Алина, между кем ты стоишь? Руслан, кто стоит справа от тебя? Тима, кто стоит за тобой? И т.д.
Составление рассказа о зиме с использованием приёмов мнемотехники (развитие умения составлять сюжетный рассказ с опорой на наглядность).
Логопед: дети, посмотрите, на ёлочке висят снежные шарики, а на них рисунки, это Зима хочет что то рассказать нашим гостям. Возьмите шарики и объясните, что там нарисовано.
Дети берут шарики с рисунками и составляют предложения.
1. Зимой всё вокруг покрыто снегом.
2. Солнце зимой светит, но не греет.
3. Небо зимой серое и низкое.
4. Зимой дует сильный, холодный ветер.
5. Реки и озёра покрыты льдом.
6. Все деревья стоят голые, только ёлочки зелёные.
7. На окнах мороз рисует зимние узоры.
8. Медведь и ёжик зимой спят, у зайчика шубка становится белая, а у белочки серая.
9. Зимой все люди носят тёплую одежду, потому что на улице очень холодно.
10. Зимой приходит самый весёлый праздник – Новый год. Все люди украшают ёлки, а Дедушка Мороз дарит всем подарки.
11. Зимой много развлечений. Можно кататься на санках, на коньках и на лыжах.
12. Ещё зимой можно слепить снеговика или поиграть в снежки.
Завершение путешествия
Логопед: Ребята, мне очень понравилось гулять с вами по зимнему лесу. А вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
Но уже пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте помашем лесу рукой и скажем :
До свиданья, зимний лес!
Было много здесь чудес!
Возвращаемся домой,
Ещё встретимся с тобой!
Массаж спины «Паровоз»
Дети становятся друг за другом:
Едет, едет паровоз, деток в садик он повёз.
Дети кулачками слегка поколачивают спинку впереди стоящего.
Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду. Иду, иду».
Дети похлопывают ладошками по спине впереди стоящего.
А вагоны стучат, а вагоны говорят: « Так – так – так! Так – так –так!»
Рефлексия
Логопед: Вот мы и в родном садике! Ребята, я захватила с собой волшебный снежок. Давайте мы будем передавать его друг другу и говорить, что вам понравилось на прогулке в волшебном лесу.
Подготовила
учитель-логопед
Кабалоева В.В.