Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Осень. Лес. Грибы»

Краткая аннотация: Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Лес. Грибы».

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме:

«Осень. Лес. Грибы»

Задания логопеда по лексической теме ОсеньЦель: систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.

Коррекционно-образовательные цели:

  • актуализировать словарь по лексической теме (приметы осени, ранняя и поздняя осень),
  • расширять понятийный словарь на основе подбора родственных слов: осень, осенний, осенины, по-осеннему,
  • познакомить с переносным значением слов и выражений (золотая осень, небо хмурится и др.).

Коррекционно-развивающие цели:

  • способствовать формированию навыка образования причастий от глаголов (желтеющие, улетающие, моросящий) и употребления их в предложениях, умения сравнивать, находить сходства и отличия на примере двух осенних периодов,
  • продолжать формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Коррекционно-воспитывающие цели:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, осторожности и безопасного поведения при сборе грибов, уважительного отношения к сверстникам и умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их.

Оборудование: картинка с персонажем осени, двусторонняя картинка золотой и поздней осени, макеты осенних деревьев и грибов, ковер из осенних листьев, памятка «Правила сбора грибов в лесу», картинка со съедобными и несъедобными грибами.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Педагог: «Ребята, к нам сегодня в гости кто-то пришел. А чтобы узнать кто это, отгадайте загадку:

«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья».

Дети: «Осень».

Педагог выставляет картинку с персонажем осени в платье из золотых листьев: «Действительно, это осень!»

II. Основная часть.

1) Беседа об осени:

Педагог показывает детям картинку с пейзажем золотой осени.

Педагог: «Ребята, а вам нравится осень?»

Дети отвечают.

Педагог: «Посмотрите как осень изменила все вокруг, рассажите, какой становится природа осенью?».

Дети описывают приметы осени.

Педагог: «Такую раннюю осень, когда еще тепло и красиво, называют золотой. Как вы думаете, почему осень называют золотой? Потому что из золота сделана?»

Ответы детей.

Педагог: «Осень сравнивают с золотом, потому что осенью все становится желтым. А золото тоже желтого цвета. Если я скажу «золотое кольцо», что я буду иметь в виду?

Дети: «Кольцо из золота».

Педагог: «Совершенно верно! Я говорю о кольце, сделанном из золота. Но существуют выражения, в которых слова можно использовать в переносном значении, например, «золотая осень» означает, что она желтая, как золото, а вовсе не сделана из него».

2) Закрепление понятий «переносное значение слов».

Педагог: «Ребята, осень загадала вам необычные выражения слов: «осеннее настроение», «воет ветер», «голый лес». Как вы думаете, что они означают?»

Дети отвечают: «Осеннее настроение — это грустное, невеселое настроение». «Ветер воет – значит, сильно дует, гудит». «Голый лес – это лес с деревьями без листьев».

Педагог: «Вы молодцы, все правильно объяснили!».

3) Сравнение ранней и поздней осени.

Педагог поворачивает картинку осени другой стороной.

Педагог: «Но ребята, у осени есть и другая сторона – это поздняя осень. Давайте сравним обе осени – раннюю или золотую и позднюю».

Дети сравнивают.

Педагог: «Поздней осенью даже небо хмурится. Ребята, а что значит выражение «небо хмурится»?

Ответы детей: «Небо в тучах».

Педагог: «Действительно, на небе собираются темные дождевые тучи, так что даже немного темнеет на улице. Хмурится, значит, затянуто тучами. Это переносное значение слов. А как будет звучать прямое значение слова «хмурится»?

Ответы детей: «Мама хмурится, потому что у нее плохое настроение».

Педагог: «Чтобы не грустить и быть всегда в хорошем настроении, предлагаю немного отдохнуть».

III. Динамическая пауза.

Физминутка:

Меж еловых мягких лап Поочередно поднимать, опускать руки вверх-вниз.
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,

 

Медленно приседать с опущенными, прижатыми к корпусу руками.
Вырос серый мох, мох! Кисти рук отводить в стороны ладонями вниз.
Где листок к листку прилип,

 

Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпку.
Появился гриб, гриб! 
Кто нашел его, друзья? Стоять прямо, пожимая плечами.
Это я, это я, это я! Прижимать руки к груди, утвердительно кивая головой.

Пальчиковая гимнастика:

Топ-топ – пять шагов, Шагать пальчиками.
В туесочке пять грибов. Переплести пальцы рук ладонями вверх, большие пальцы соединить вместе вверху.
Мухомор – он красный, Загнуть мизинец на правой руке.
Но этот гриб опасный, Помахать указательным пальцем на левой руке.
А второй – лисичка – рыжая косичка, Загнуть 2 палец на правой руке, затем переплести пальцы на обеих руках.
Третий гриб – волнушка – розовое ушко, Загнуть 3 палец на правой руке, левой рукой показать ушко возле уха.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок. Загнуть 4 палец на правой руке, левой рукой изобразить бороду у подбородка.
Пятый гриб – белый, Загнуть большой палец, на кулак правой руки поставить ладонь левой.
Кушай его смело. Ладони вместе выставить вперед.

IV. Продолжение.

Педагог: «Ребята, осень предлагаем нам отправится на прогулку по лесу».

Дети идут в уголок, где стоят осенние деревья, на полу — ковер из осенних листьев.

Педагог: «Оглянитесь вокруг, посмотрите, каким становится лес осенью?»

Дети: «Осенью лес становится разноцветным, потому что листья меняют свой цвет».

4) Упражнение «Какими бывают?…»

Педагог: «Листья осенью желтеют и краснеют, значит, они становятся желтеющими и краснеющими. Давайте придумаем предложение со словами «желтеющие и краснеющие листья».

Дети: «Лес полон желтеющих и краснеющих листьев».

Педагог: «Птицы из леса улетают, значит, они какими становятся…?»

Дети: «Улетающими птицами».

Педагог: «Придумайте предложение с этими словами».

Дети: «В небе видны косяки улетающих птиц».

Педагог: «Если дождь моросит, то какой он…?»

Дети: «Моросящий дождь».

Педагог: «Придумайте предложение с этими словами».

Дети: «Моросящий дождь разогнал гуляющих детей».

5) Техника безопасности при сборе грибов:

Педагог: «А что еще можно найти осенью в лесу?»

Дети: «В лесу растут грибы».

Педагог: «Правильно! Грибы обычно растут под деревьями или около них. Грибы можно собирать только вместе со взрослыми! Давайте повторим правила сбора грибов в лесу».

Педагог выставляет картинку «Правила сбора грибов».

Педагог: «Собирай только те грибы, которые ты знаешь. А какие грибы знаете вы?».

Дети: «Съедобные и несъедобные».

Педагог: «Какие съедобные грибы вы знаете?»

Дети отвечают.

Педагог выставляет картинку съедобных грибов и дополняет ответы.

Педагог: « А какие несъедобные грибы вам знакомы?»

Дети отвечают.

Педагог выставляет картинку несъедобных грибов и дополняет ответы.

Педагог обсуждает с детьми остальные правила сбора грибов:

- не стоит собирать старые грибы, даже съедобные, они накапливают в себе вредные вещества и яды;
- не разрывайте лесную подстилку,чтобы не повредить грибницу;
- аккуратно срезайте ножку гриба, чтобы на следующий год на этом месте он снова мог вырасти.

6) Игра «Подари осени осенние слова».

Педагог: «Мы отлично прогулялись по осеннему лесу, давайте поблагодарим осень за ее красоту и щедрость и подарим ей много осенних слов, таких, в которых живет слово «осень».

Если дети затрудняются, задавать наводящие вопросы:

- Дни осенью какие? – «осенние».

- А праздник осени как называется? – «осенины».

- А как мы одеваемся осенью? – «по-осеннему».

Дети еще раз повторяют и закрепляют родственные слова: «Осень, осенний, осенины, по-осеннему».

V. Итог занятия

Вот и подошла к концу наша лесная прогулка.

Расскажите, что вы запомнили об осени? Об осеннем лесе? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднения?

Ноздрачева О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР
Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт» Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт»
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»
Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.