Конспект фронтального логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения для детей старшей логопедической группы по теме:
Звук Ль
Цель: автоматизировать звук Ль в предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить произнесение звука Ль изолировано, в слогах, словах, предложениях.
- совершенствовать звуковой анализ.
- активизировать словарь по теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.
- развивать крупную и мелкую моторику.
- развивать память, внимание, мышление.
- развивать пространственную ориентировку.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: загадки, персонаж Лисичка, зеркала, зеленый квадрат, облако, камень, колокольчик, предметные картинки, демонстрационная схема определения места звука в слове индивидуально для каждого ребенка и демонстрационная, звуковые пеналы, конверты со схематичным изображением начала, середины и конца слова.
Ход занятия
1. Орг момент
Логопед:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья. Вы смотрели мультфильм Мимимишки? Кто это? (Лисичка). Ребята, Лисичка хочет вместе с нами отгадать загадки. Послушайте их внимательно.
Чтоб простудой не болеть,
Надо с сахаром поесть
Лучше в чай добавить дольку,
будет сразу много толку (лимон)
От подъезда и до крыши
Эта птица вас отыщет.
Между этажей кружит
И зовется просто (лифт)
В небе радуга дуга,
на грядке ягода- нуга.
Солнцем озеро согрето
Всех зовет купаться (лето)
Ребята, послушайте ваши ответы на загадки. Какой первый звук в этих словах? (Звук Ль). Сегодня мы будем говорить о звуке Ль. Ребята, а в слове Лисичка какой первый звук? (Ль).Лисичка тоже хочет побыть на нашем занятии и познакомится со звуком Ль.
2. Артикуляция звука, характеристика
Логопед:
- Ребята, возьмите зеркала и произнесите звук Ль. Что происходит с губами? А с язычком? Скажите, а звук Ль можно тянуть? На пути воздуху есть преграда? Значит звук Ль какой? (согласный) Звук Ль твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
3. Дид. игра «Поймай звук»
Логопед:
- Давайте научим Лисичку играть в игру «Поймай звук». Какие правила этой игры?( дети проговаривают правила игры)
(лимон, самолет, сон, колесо, нитка, соль, тополь, нога,лист)
4. Дид. игра «Эхо»
Повторение слоговых рядов хором
Ля-ля-ля, ли-ли-ли…
Повторение слоговых рядов индивидуально с разной длительностью
Ля-ляяя-ля, ли-ли –лииии,…
5. Определение места звука Ль в слове
Логопед демонстрирует предметные картинки со звуком Ль, названия проговариваются хором всеми детьми одновременно. Логопед вызывает к доске по 1 ребенку, ребенок проговаривает слово, выделяя звук голосом.
Логопед:
- Ребята, Лисичка хочет отправить письма с картинками своим друзьям Кеше, Тучке, Цыпе. Кеше она отправит картинки, в которых звук Ль в начале слова, Цыпе где звук Ль в середине слова, Тучке где звук Ль в конце слова.
Дети раскладывают картинки по конвертам, проговаривая слова самостоятельно и выделяя звук Ль голосом.
6. Физминутка «Самолет» (выполнение движений под музыку с ускорением)
Смотрите, в небе самолет!
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.
Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора.
И в небо дивиться народ,
И зайцы водят хоровод.
Пальчиковая гимнастика «Лисичка»
Хитрая лисичка вышла погулять
Захотелось ей кого- нибудь поймать
То ли птичку, то и рыбку,
То ли зайку, то ли мышку.
Но
Птички улетают, рыбки уплывают
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.
7. Звуковой анализ слова ЛЮК
Логопед:
- Недавно лисичка ехала на самокате и чуть не упала в люк! (демонтрация картинки)Как вы думаете, почему лисичка чуть не упала в люк? Давайте составим слово ЛЮК из звуков. Проговариваем слово вместе. Сколько звуков в слове. Давайте по порядку определим, какие это звуки. Выкладываем слово, слоги, звуки.
Логопед выполняет звуковой анализ на доске, дети на столе.
8. Составление предложений с предметными картинками.
Логопед:
- Лисичке пора возвращаться к своим друзьям. Но у нее еще остались картинки с предметами, в которых есть звук Ль. Давайте придумаем предложения с картинками
9. Итог
Логопед:
- Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Ль) Какой это звук?
Какие задания сегодня на занятии мы выполняли? Какие задания было выполнять просто? А какие здания было выполнять сложнее всего?
Конспект составлен учителем-логопедом
Полунчуковой Натальей Михайловной