Конспект фронтального занятия по теме:
Два капитана в гостях у детей. Звуки [К] и [К'], буква К
Цель: формировать навыки звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов, чтения слогов и слов.
Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков, формировать умение дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, учить работе со схемами, развивать мелкую моторику.
Оборудование: магнитная доска, индивидуальные логопедические пеналы, предметные картинки со звуками К, Кь, конверты, счетные палочки на каждого ребенка, планшеты для письма букв, бубен, изображения капитанов и кораблей.
Ход занятия:
I. Орг. момент
Дети входят в группу.
Логопед: Дети, нас сегодня с вами ждет интересная встреча.
В группе раздаются звуки: шум моря и гудок корабля.
Логопед: «Дети, что за звуки вы услышали? Правильно, так гудят корабли. Сегодня к нам в гости из волшебной страны приплыли два капитана. Они хотят узнать, какие вы сообразительные, ваши знания и умения. Вы готовы встретить их? Хорошо, знакомьтесь, это капитан Константин. Его любимые слова: корабль, капитан, карта, команда. Догадались ли вы с помощью этих слов, какой любимый звук у Константина? Правильно, это звук К. Давайте вспомним, что мы знаем про звук К (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).
Логопед: «А теперь познакомимся с его братом, это капитан Кирилл. Его любимые слова: кит, кисть, киви, кепка. Дети, вы догадались, какой любимый звук у Кирилла? Правильно, это звук КЬ. Давайте расскажем с вами про звук КЬ (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом). Вот мы и познакомились с капитанами.
Логопед: Вот вам первое задание от капитана Константина.
Повторить четко команду капитана. Первая команда от капитана Константина:
КА-КО-КА, КУ-КА-КО
КА-КУ-КО, КУ-КА-КУ, КО-КО-КУ.
А теперь команда от Кирилла:
КИ-КИ-КЕ, КЯ-КИ-КИ,
КЕ-КЕ-КИ, КЕ-КИ-КЯ, КЯ-КЯ-КЕ.
Вы молодцы! Все команды капитанов повторили четко, верно!
Раз-два-три, на свои места все тихо сели.
II. Игра «Сигнальщики»
Логопед: Вот флажки мы в руки взяли, все сигнальщиками стали.
(Дети определяют на слух твердый или мягкий звук).
КА-КО-КЕ-КУ-КИ-КЫ-КЯ
Кап, кит, как, бык, кипа, бак, очки, кепка, санки.
III. Определить место звука в словах по картинкам
Логопед: Дети, возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Мы с вами будем определять, где находится звук К в словах.
Карандаш, мука, мак, собака, корова, парусник.(картинки на доске. Ребенок у доски определяет место звука.)
IV. «Волшебные звуковые пальчики» (с резиночками)
Раз, два, три, четыре, пять,
Жили-Были сто ребят! Жили-Были сто ребят,
Все ходили в детский сад!
Мальчики – в синих шапочках,
Маленькие братики – в зеленых шарфиках,
А девочки – красные, они всегда гласные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все ходили в детский сад.
Логопед: А дальше мы с вами с помощью резиночек составим схему: АК(КУ, КИТ). Дети воспроизводят звуковой анализ.
V. «Собери картинки по конвертам»
Логопед: Сильный штормовой ветер все картинки перепутал. Нудно их правильно разложить по конвертам. В синий конверт нужно положить картинки с твердым звуком К, а в зеленый – с мягким звуком КЬ.
(К – карандаш, конфета, корова, линейка, кукла, треугольник)
(Кь – кеды, кегли, киви, кисть, кепки).
VI. Физминутка: «Раз, два, три, фигуру повтори»:
Дети под бубен бегут по кругу. Останавливаются и делают соответствующую фигуру. На слово кит – садятся на корточки, конёк (морской) – сгибаются в наклоне, капитан – стоят прямо, рука смотрит вдаль.
«Очень трудно нам стоять…»
(Речь с движениями)
VII. «Собери слово» – из счетных палочек
Логопед: На столе перед собой выкладываем букву И из трех палочек. Справа от буквы И выкладываем букву К. Прочитаем, что у нас получилось. Правильно, получилось ИК.
А теперь слева от буквы И нужно выложить букву Т. А теперь прочитаем, какое слово получилось. ТИК.
Следующее задание: заменить букву И на букву А. Прочитайте, что получилось. ( ТАК)
Заменить букву Т на букву М. Прочитайте, что у вас получилось. (МАК).
VIII. «Буквы перепутались»
(На индивидуальных листочках)
Логопед: Ребята, буквы перепутались. Вам нужно правильно соединить линией букву с нужной клеточкой, так, чтобы получилось слово, которое изображено на картинке.
IX. «Секретное слово»
Логопед: Вам нужно отгадать слово по цифрам.
В слове КАПИТАН зашифровано новое слово. Вам нужно его отгадать с помощью цифр. (Кит, кипа, кап)
Слово, которое получилось, нужно написать на планшете.
X. Итог занятия
Логопед: Ребята, вы все молодцы. Все команды капитанов выполнены. Они гордятся вами. Желают вам успехов. Им пора отправляться домой. А для вас капитаны, за ваше старание и умение, приготовили подарки.
Набокина Элина,
учитель-логопед