Гласные звуки и буквы — конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»

Тема: Гласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквыЦель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

- учить детей различать звуки А,О,У,И,Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам, находить место звука в представленных картинках.

2. Коррекционно-развивающие:

- закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова);
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие «слово», «гласный звук»;
- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
- развивать умение соотносить звуки и буквы;
- развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

3. Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

- магнитная доска;
- столы и стулья для детей;
- кружки красного ,синего цветов, схемы для определения места звука в слове.(для каждого ребенка);
- мячи;
- круги красного, синего, зеленого цветов — «фонарики» для каждого ребенка;
- карандаши;
- презентация;
- медали ;

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

- игровая;
- двигательная;
- коммуникативная.

Предварительная работа:

- разучивание артикуляционной гимнастики;
- разучивание пальчиковой гимнастики;
- разучивание физкультминуток (движение с речью);
- развитие дыхания и голоса;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопай, не зевай», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай», «Перепалка»;
- работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний

Методы и приемы:

- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (дидактические игры)
- Практический (упражнения).

Ход занятия

Дети сидят за столами, на которых лежит раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Презентация (начальный слайд)

Логопед: — Сегодня к нам в гости пришел Знайка . Он живет в волшебном Цветочном городе. Вместе с ним там живут

Звуки и Буквы. Они друзья Знайки. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Знайке, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Знайка расскажет о вас и ваших знаниях еще одному малышу, жителю Цветочного города ( правда слегка ленивому) Незнайке. Знайка что то принес с собой. Что это, мы наверное узнаем только в конце нашего занятия. Вспомните, что мы слышим и говорим?

Дети: — Звуки.

Логопед: — Что мы читаем и пишем?

Дети: — Буквы

Логопед: — А какие звуки мы называем гласными?

Дети: — Гласными называются звуки, которые можно тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.

Логопед: — Как они схематически обозначаются?

Дети: — Красным кружком.

II. Основная часть.

Логопед: — Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков.

Логопед: — Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. выполняйте упражнения, следите за губами, язычками.

Дети выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (улыбка, дудочка ,хоботок, заборчик, , лошадка).

Логопед: — А теперь потренируем наши пальчики.

Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «В гости».

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Все мы пальчики друзья.
Друг без друга им нельзя.

Логопед: — Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним , как мы жестами изображаем гласные звуки и вспомним «Песенку гласных звуков».

«Песенка гласных звуков»

Гласных звуков шесть всего
Я смогу пропеть их все до одного:
А, У, О, И, Э, Ы.

Логопед: — Знайка хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги).

Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».

Логопед: — У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?

Дети: — Буква.

Презентация

1 слайд « А»

Логопед: — Посмотрите на букву, и скажите для какого звука этот «домик».

Логопед: — Ребята, Знайка спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?

Дети: — В начале, в середине, в конце слов.

Логопед: — Знайка приготовил для вас задание. Найдите место звука [А] в названии картинок. Выполните задание на своих схемах, а потом сверим их со слайдом.

2 слайд «О»
3слайд «У»
4 слайд «И»
5 слайд «Э»
6 слайд «Ы»

Физкультминутка.

Логопед: — Давайте немного отдохнем, (кинезиологические упражнения)

Логопед: Знайке очень нравится с вами заниматься и он предлагает вам еще задание «Назови не ошибись».

Логопед: — Молодцы. Знайка приготовил еще одно задание «На рыбалке». На столе у вас лежат картинки с изображением рыбака, и ловит он не рыбу, а буквы. Помогите ему , но поймайте только гласные буквы.

Дети берут красные карандаши и проводят линию от буквы к букве. Затем на слайде гласные буквы становятся красными и дети проверяют свои работы.

III. Итог занятия.

Логопед: — Знайке пора возвращаться в Цветочный город. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети: — Мы вспоминали гласные звуки и буквы.

Логопед: — Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду показывать символы звуков, а вы отгадайте какой звук я загадала и произнесите его хорошо артикулируя.

Логопед жестами показывает звуки. Дети называют их.

9 слайд Как же мы забыли, ведь Знайка нам что то принес.(сюрпризный момент «Медали» с пятерками)

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
  2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». МГЗПИ. 1991г. -188с.
  3. В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 г. — 95с.
  4. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». ГНОМ и Д. 2009г.
  5. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет».

Федоряченко Н.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Квест-игра «В поисках буквы П» Квест-игра «В поисках буквы П»
Конспект подгруппового логоритмического занятия для обучающихся 1 класса с ТНР Конспект подгруппового логоритмического занятия для обучающихся 1 класса с ТНР
КНОД:  «Звуки [З] — [Ж]. Насекомые» КНОД: «Звуки [З] — [Ж]. Насекомые»
«Зима, зимние забавы» — конспект индивидуального занятия по вызыванию и формированию связной речи у детей с ТМНР «Зима, зимние забавы» — конспект индивидуального занятия по вызыванию и формированию связной речи у детей с ТМНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.