Конспект индивидуального занятия по вызыванию и формированию связной речи у детей с ТМНР
Занятие по теме: «Зима. Зимние забавы»
Цель: Вызывание и развитие речи.
Образовательные задачи: Формирование словаря по лексической теме «Зима. Зимние забавы.»(зима, снег, лыжи, бусы, шуба, сани, коньки, гора, вода; гулять, играть, кататься, лепить, кидать, таять; белый, холодный, весело и т. д.)
Коррекционные задачи: Развивать слуховое внимание, формировать умение вслушиваться в речь. Формирование умения повторять за взрослым междометия, слова, словосочетания. Сенсорная интеграция, развитие всех видов чувствительности. Формирование артикуляции и правильного речевого дыхания. Развитие крупной и мелкой моторики.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества.
Оборудование: Снежинки на ниточках, коктейльные трубочки и ватные диски, контейнер с ватой, фольга, предметы первого типа слоговой структуры-лыжи, сани, шуба, бусы, шары; фигурки для хоровода, маленькая елочка с игрушками, песочный стол с манкой(манкотерапия)
Ход занятия
Организационный момент
(Имя ребенка), какое время года я описываю, послушай: «Белая, пушистая, холодная, снежная.» Правильно-зима. А чем мы любим заниматься зимой? Давай попробуем поиграть, но сначала мы должны хорошо подготовиться и потренироваться.
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Как мы радуемся зиме? Улыбаемся. (Упражнение «Заборчик»)
Чем мы будем снег копать? Лопаткой. (положили спокойно язык, упражнение «Лопата»)
А с чего мы будем скатываться? С горки (упражнение «Горка»)
Зимой часто бывает вьюга, дует сильный и холодный ветер. Покажи, как она воет: «ВВВВВВВ». Громко! «ВВВВВ».
Теперь тихо: «ВВВВ».
А когда нам становится холодно, мы начинаем греть наши ладошки. Вот так: «Х-Х-Х»
У меня есть волшебные снежинки, которые не тают. Когда на них дует ветер, они начинают красиво летать и кружиться. Давайте подуем на них, губки трубочкой. Ой, как замечательно они кружатся!
А теперь подуем с трубочки на наш снежный ком.( трубочка и ватный диск)
2. Игра: «Снежная королева заморозила….»
Логопед: У нас наступила зима, а значит пролетала Снежная королева и заморозила наши игрушки. Давайте их разморозим!!!Ищи!Тяни!Грей!ХХХ!
(просим ребенка доставать по одной фигурке из сенсорной коробки, наполненной ватой( «снег»). Ребенок берет ком в ладоши и согревает ее, выдыхая произнося ХХХ!!!.Разворачивает фольгу, называет слово(шуба, лыжи, сани, бусы)
3. Игра «Хоровод»
Логопед: (Имя ребенка), а что мы делаем на Новый год? Правильно наряжаем елку и водим вокруг нее хоровод. У нас тоже есть елочка, но она совсем не украшена, давай ее нарядим.
А теперь к нам пришли гости-зверюшки(фигурки) и нам надо помочь встать им в круг, в хоровод.
Собираем конструктор «Фигурки», составляем хоровод.
Логопед: Ну вот какой у нас хоровод, как они дружно поют песенку «В лесу родилась елочка». (ААААА или Ля-ля-ля)
4. Пальчиковая гимнастика. «Зима» (Автор Н. Нищева)
Логопед: А еще, мы же любим играть зимой в снежки. Поэтому нам надо хорошо потренироваться их лепить.
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)
Круглый, (показываем «шар»)
Крепкий, (соединяем руки в «замок»)
Очень гладкий, (одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком)Ай-яй-яй!(вызываем)
5. Манкотерапия (сенсорная интеграция) «Игры в снегу»
(Рисование на манке)
Выпал снег чистейшей пробы, из него везде сугробы (струйкой сыпем сугробы, )
Вот леса все побелели, наши елки поредели (рисуем елочки)
Нарисуем мы дорожку(рисуем дорожку)
Катим сани понемножку, пригласим снеговика(зовем руками)
Скажем: «Иди, скорей сюда! (вызываем «Иди!»)
Итог занятия:
Я благодарю тебя и твои ручки, и пальчики. Они очень хорошо играли, рисовали, обязательно их помоем. А сначала еще раз вспомним, сколько различных игр зимой: снежки, хороводы, катание на санках, игры со снегом.
Учитель логопед-дефектолог
Ларченко В.В.