Сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов

Аннотация: В методической разработке представлен сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов. Чтобы предупредить трудности в произнесении скороговорок, автором предлагается методический материал игровых приемов для успешного речевого развития детей. Сценарий мероприятия можно использовать при проведении итогового логопедического занятия.

Скороговорки для улучшения дикцииТип занятия: повторение и обобщение.

Класс: 1

Форма занятия: игра «Путешествие в страну скороговорок»

Цель: развивать языковые возможности детей с нарушением речи, воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• учить детей правильно произносить скороговорки;
• вырабатывать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-развивающие:

• развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать навык произнесения трудных по артикуляции звуков, улучшать дикцию детей;
• развивать устную речь учащихся, внимание, память, творческое воображение, мышление;
• развивать артистические способности учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

• побуждение интереса к малым жанрам народного творчества, уважения к великому культурному наследию России;
• воспитывать речевую культуру, усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно;
• воспитывать уважение друг другу, взаимопомощь.

Оборудование и материалы:

запись мелодий для сопровождения мероприятия, презентация слайдов, предметные картинки, сюжетные картинки к скороговоркам, карточки с буквами алфавита, карточки со скороговорками, мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну скороговорок.

Знаете ли вы, что скороговорки появились ещё в Древней Руси, много столетий тому назад. Они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах. Скороговорки — это шуточный жанр народного творчества.

Автор скороговорок — русский народ.

Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.

Выговорить некоторые русские языковёртки нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно.

Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать слова и звуки.

- Так как же надо проговаривать скороговорки?

Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.

- Как правильно разучивать скороговорку?

Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, которые трудно проговаривать; потом быстрее; и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.

А теперь и мы сыграем в скороговорки.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. «Любимая скороговорка».

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, но и тем, кто хочет научиться красиво и чётко говорить. Мы тоже побудем сегодня немного дикторами. А теперь произнесите свою любимую скороговорку.

(Дети по очереди рассказывают скороговорки передавая мяч друг другу).

2. Звукобуквенные скороговорки.

(работа группами: мальчики/девочки)

Прослушайте скороговорки. Повторите их и определите, на какие звуки скороговорки, покажите соответствующие буквы.

Белые бараны били в барабаны (мальчики)

Шесть мышат в камышах шуршат (девочки).

У ежа – ежата, у ужа – ужата (мальчики).

Зебра азбуку зубрила
Зебра букву З забыла (девочки).

У Сени и Сани в сетях сом с усами (мальчики).

Дятел дуб долбил, да не додолбил (девочки).

3. «Продолжи скороговорку»

(работа группами: 1ряд/2ряд/3ряд)

1) Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап!

2) Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

3) Белый снег, белый мел
Белый сахар тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

4. Игра «Сосчитай».

(работа группами: 1ряд/2ряд/3ряд)

Сколько раз в скороговорках встречается звук з.

- Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет (5).

- Зойкиного зайку зовут Зазнайка (5).

- Залетела стрекоза,
Зазвенела – за-за-за! (7)

- Увидел волк козу,
Забыл и про грозу (3).

- У зайки Бубы
Заболели зубы (3).

- Захар под березой
Поймал стрекозу (3).

5. Игра «Скороговорка рассыпалась»

(работа группами)

«Соберите» скороговорку. Работаем парами. У каждой пары своя скороговорка. Ваша задача: собрать правильно скороговорку, поднять руку, прочитать выразительно.

- Давайте вспомним, с какой буквы пишем начало предложения?

(начало предложения пишем с заглавной буквы)

- Что ставим в конце предложения? (в конце предложения ставим точку)

1. Коси, коса, пока роса.

(Чем косят траву?)

2. В шалаше 6 шалунов.

(Сколько шалунов в шалаше?)

3. У ежа – ежата,
У ужа – ужата.

(Могут ли у ежа быть ужата? А ужата у кого?))

4. Трое трубачей трубят в трубы.

(Сколько трубачей трубят в трубы?)

5. Сыворотка из-под простокваши.

(Из-под простокваши получают что?)

6. Волк на лужайке – задрожали зайки.

(Кого боятся зайки?)

7. Три сороки – тараторки тараторили на горке.

(Сколько было сорок?)

8. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(Как звали девочку, которая любила сушки? Что сосала Саша?)

9. Белые бараны били в барабаны.

(Какие бараны били в барабаны?)

10. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

(У кого в сетях сом с усами?)

11. У ёлки иголки колки.

(Какие иголки у ёлки?)

6. Артистичные скороговорки.

Скороговорки нужно уметь произносить не только чётко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждого ряда. Перед вами иллюстрированная скороговорка:

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!

Участникам выдаются смайлики, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией.

Подведение итогов (рефлексия)

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

На этом наше путешествие подходит к концу.

- Какие открытия сделали на занятии? Что вас удивило?

- Давайте вспомним, как нужно проговаривать скороговорки? (быстро, чётко, правильно, понятно)

- Для чего мы изучаем скороговорки?

Чтобы правильно, красиво говорить. Кто научится быстро и красиво проговаривать скороговорки, тот будет быстро, без ошибок читать книги.

- Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?

- Какое задание оказалось сложным? Почему?

Для того, чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите с родителями скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений.

Гиззатуллина Чулпан Фауковна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б` Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б`
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.