Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки [Х] и [Х'], буква Х

Звуки [Х], [Х']Цель: Закрепить представления детей о звуках Х – ХЬ и познакомить с буквой Х.

Программные задачи:

1. Учить различать звуки Х и Хь по акустическим и артикуляционным признакам;
2. Упражнять в правильном произношении этих звуков;
3. Развивать слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа (учить различать звуки Х и Хь, через игру «Подушка – камень», определять место звука в слове).
4. Упражнять детей в звуко – буквенном анализе слова МОХ;
5. познакомить с графическим изображением буквы «Х»
6. Воспитывать самостоятельность в работе в процессе выполнения заданий в тетрадях.

Оборудование: резиновый мяч, касса букв, магнитная доска, звуковые пеналы, индивидуальные тетради детей и цветные карандаши, предметные картинки (хлебница, холодильник, сахарница, мухомор, орех, подсолнух, горох, халат, муха, черепаха, мухи, орехи).

Ход непрерывной образовательной деятельности

Этапы занятия

Ход занятия

Примечания

  1. 1.    Организационный этап

Цель: создать мотивационный настрой, через игровую ситуацию.

  1. 2.    Основной этап

Характеристика звуков Х и Хь

Цель:  учить  различать звуки Х и Хь по акустическим и артикуляционным признакам; упражнять в правильном произношении этих звуков;

Игра «Подушка-камень»

Цель: развитие фонематического восприятия.

«Звуковая решетка»

Цель: учить определять место заданного звука в слове.

Динамическая пауза

«С мячом»

Цель: Предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

Основной этап

(продолжение)

Знакомство с буквой «Х»

Д.У. «звуко-буквенный анализ» слова МОХ

Цель: Развивать слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа  слов из трех букв.

Разукрашивание буквы Х.

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление образа буквы.

3. Заключительный этап.

Дидактические задачи:

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии. О чем мы сегодня говорили?

Игра «Эхо»Логопед: ребята повторяйте за мной:Хи-Хи – во дворе петухиУх-ух – идет по двору петух

Хи-Хи – подрались петухи

Ха-ха – мы прогнали петуха

Логопед: С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Дети: На прошлом занятии мы познакомились со звуками Х и Хь.

Логопед: Верно. Дайте характеристику звуку Х.

Дети: Звук Х – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Докажите.

Дети: Выдыхаемая струя воздуха встречает преграду.

Логопед: Какую преграду?

Дети: Язычок.

Логопед: Верно. Значит звук согласный.

Дети: глухой, потому что голосок не звенит, горлышко не дрожит. Будем обозначат фишкой синего цвета с перечеркнутым колокольчиком.

Логопед: Дайте характеристику звуку Хь.

Дети: Звук Хь – согласный, глухой, Мягкий. Будем обозначать зеленой фишкой с перечеркнутым колокольчиком.

Логопед: ребята поиграем в игру «подушка — камень». Я буду произносить слоги, а вы в зависимости какой звук услышали твердый или мягкий будите имитировать движения, если услышите  звук «Х» зажимаете кулачки «камень», а если услышите звук ХЬ подносите сложенные ладони к щеке.

ХА-ХИ-ХО-ХУ-ХЕ

Логопед: Ребята открываем звуковые пеналы, достаем звуковую решетку будем определять место звука Х или Хь в слове (начало, середина или конец слова)

Слова: хлебница, холодильник, мухомор, орех, горох, духи, мухи).

Ребенок выходит к доске: в слове холодильник звук Х находится в начале слова обозначим фишкой синего цвета потому что звук согласный, твердый, глухой.

Логопед: Отлично. Следующее слово «Мухи».

Ребенок выходит к доске:

в слове «Мухи» звук Хь находится в середине слова обозначим фишкой зеленого цвета, потому что звук согласный, твердый, глухой.

Логопед: Хорошо,

Логопед: ребята, пройдем на ковер, встаньте в красивый кружок,

я вам буду кидать мяч, а вы придумываете слово со звуком Х, и кидаете мне мяч в ответ.

Дети: придумывают слова

Логопед: А теперь придумайте или вспомните слово в котором есть звук ХЬ.

Дети: придумывают слова.

Логопед: ребята проходите на места.

Звуки «Х»,»ХЬ» мы не можем увидеть, их мы можем только услышать или произнести, а то что мы видим сейчас называется БУКВОЙ, ее мы можем написать, слепить.

Давайте повторим правило

«Мы звуки произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем»

- Посмотрите, это буква Х.

Буква Х – на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – порешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь – сам себя стрижешь.

- Запомните, звуки Х, ХЬ на письме обозначаются буквой Х.

- Давайте посмотрим на что похожа буква Х? Из скольких элементов состоит?

- Игра «Художник» — прописывание в воздухе пальцем букву Х.

Ребята, а теперь откройте кассы букв, найдите букву Х. Покажите мне.

Логопед: ребята, молодцы! Сейчас мы будем выкладывать звуковую схему слова мох.

Логопед: мы сейчас с вами, что сказали?

Дети: Слово.

Логопед: Хорошо. Как мы обозначаем слово?

Дети: Желтой полоской.

Логопед: выложите желтую полоску (то же самое делает логопед на доске).

- Сколько звуков вы услышали?

Дети: мы услышали три звука.

Логопед: назовите первый звук? Дайте характеристику.

Ребенок: первый звук М он согласный – выдыхаемая струя воздуха встречает преграду (губы), он твердый и звонкий. Обозначим синей фишкой.

Логопед: назовите второй звук? Дайте характеристику.

Ребенок: Звук О, гласный- выдыхаемая струя воздуха не встречает преграду, обозначим красной фишкой.

Логопед: назовите третий звук.

Дети: третий звук Х он согласный – выдыхаемая струя воздуха встречает преграду (язык), он твердый и глухой. Обозначим синей фишкой с перечеркнутым колокольчиком.

Логопед: молодцы! Ребята, какой буквой обозначим звук М на письме? Выложите ее под звук М.

- Какой буквой обозначим звук О на письме? Выложите ее под звук О.

- Какой буквой обозначим звук Х на письме? Выложите ее под звук Х.

Сейчас прочитаем слово. Возьмите свои указки, вы ведете указкой по буквам и вместе со мной читаете.

МОХ.

Логопед: ребята откройте тетради, найдите букву Х. Раскрасьте большую букву Х синим цветом, а маленькую букву х зеленым цветом.

Логопед: Ребята с какими звуками мы сегодня работали? С какой буквой познакомились?

Дайте характеристику звуку Х, Хь. Чем они отличаются?

Дети стоят на коврикеДети — по очереди отвечают.(выходят к доске)Остальные на местах.

Дети выходят на коврик.

Ребенок выходит к доске, остальные на местах

Дети выкладывают схему предложения на местах.

Учитель-логопед
Гуляева Ольга Николаевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б` Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б`
Сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов Сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.