Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Буквы Оо. Овощи и фрукты».
Коррекционно-образовательные цели:
- Расширить и активизировать словарь по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- образец буквы, зеркала, картинки с изображением овощей и фруктов, грядки и дерева, карточки, части букв, конверт с заданиями, ручки, карандаши, касса букв, логокуб для самооценки.
Ход занятия
Организационный момент.
Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем.
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.
Я желаю, чтобы тело было здоровым.
Я желаю всем счастья!
Сообщение темы занятия.
Артикуляционные упражнения:
«трубочка», «шарики», «часики»
Загадка
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(показ буквы О)
Основная часть занятия.
- Ребята, придя сегодня в детский сад, я обнаружила в дверях конверт. Я не стала его открывать, решила, что мы откроем его вместе (открывают). В этом конверте лежит письмо от Незнайки. Он просит нас помочь ему, выполнить задания с буквой О. Поможем ему ребята? (поможем)
- Но прежде ответьте, на какие предметы похожа буква Оо?
(обруч, кольцо, дырку…)
- Почему вы считаете, что это буква?
(мы ее видим, пишем, читаем)
- Сколько элементов у буквы Оо?
(один элемент)
2) Игра «Дополни предложение».
Первое задание – Логопед читает предложение, а дети заканчивают, выделяя голосом букву Оо.
- Оля моет … (окна, пол)
- Собаке купили новый … (ошейник)
- Наступила золотая … (осень)
- Мама купила новое … (пальто)
- Мы в чай добавили … (лимон, молоко)
- Папа заменил в машине … (колесо)
- Меня поцарапала… (кошка, собака)
- Дедушка нажал… (кнопку, тормоз)
- На улице сильный… (дождь, мороз)
3) Упражнение «Передай мяч» (с мячом).
Второе задание:
– Ребята, вы будите передавать мяч друг другу. По сигналу (хлопок в ладоши), вы останавливаетесь, и тот, у кого остался мяч, называет слово на букву О. Нужно сосчитать слоги в подобранном слове.
(оса, прохлопывает – в слове два слога…)
4) Игра с буквами «Собери».
Логопед: Третье задание – Ребята, назовите буквы, с которыми вы знакомы? Сейчас мы поделимся на две группы. Затем, у вас на столах лежат части букв. Вам нужно выложить их правильно, чтоб получились целые буквы.
5) Чтение.
Четвертое задание – Ребята, у вас на столах лежат кассы букв. Сейчас вы прочтете полученные слоги с пройденными буквами.
(ан, он, ун, ин, ын; ма, мо, му, ми, мы)
- А теперь я предлагаю вам выложить слово: «оса»
оса (о – это буква, с – это звук согл, твер, глух, син. квадрат, а – это буква).
- Ребята, вы выполнили немало заданий, поэтому я предлагаю немножко отдохнуть сделав физкультминутку.
Физкультминутка:
Как живешь? – Вот так. Дети имитируют движения
Как плывешь? – Вот так. проговаривая слова.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? – Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
6) Упражнение «Урожай».
Пятое задание — Ребята, скажите, где растут овощи? А фрукты?
(овощи – в огороде на грядке, фрукты – в саду на дереве)
- У вас на столах лежат картинки. Распределите их правильно, то, что растет на грядках под рисунок огород, то, что на деревьях под рисунок сад.
- Давайте определим, в каких названиях овощей и фруктов есть буква О. Где стоит буква О (в начале, в середине, в конце слова).
(дети работают у доски: огурец – буква О стоит в начале слова, лимон – буква О стоит в середине слова…)
- Прежде чем мы перейдем к следующему упражнению, мы с вами выполним пальчиковое упражнение, чтоб подготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковое упражнение «Кружок».
7) Игра «Выполни».
Шестое задание – Ребята, у вас на столах, лежат карточки. Вам нужно выполнить несколько заданий с нашей буквой (обвести по точкам, закрасить, дорисовать недостающие части, вписать в клеточки по образцу).
(дети работают самостоятельно за столами)
Итог занятия.
- От кого мы сегодня получили письмо?
- С какой буквой мы сегодня работали?
- Какие задания выполняли?
(ответы детей)
Дети оценивают себя.
- Ребята, Незнайка догадывался, что вы ему поможете и поэтому он вам передал вот такие вот красивые наклейки за вашу полезную работу.
Кисенова Жанара Екпинтаевна,
учитель-логопед,
детский сад №14