Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Тема: Дифференциация звуков [Л]-[Ль]
Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- развитие фонематического слуха
- закрепление умения определять позицию звука в слове
- закрепление умения чтения прямых слогов
- развитие навыков звукового анализа слов
- развитие навыка деления слов на слоги, составление предложений по опорным словам.
Оборудование: презентация (слайды №№2-8), конверты со схемами предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на экран. Назовите картинки и выделите последний звук. (слайд №2).
2. Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, какие звуки мы будем повторять сегодня на занятии?
3. Характеристика звуков [Л], [Ль].
- Ребята, посмотрите на экран и дайте характеристику звуку [Л], звуку [Ль]. (слайд №3)
[Л] — согласный, твердый, звонкий.
[Ль] – согласный, мягкий, звонкий.
Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
4. Чтение слогов.
- Ребята, приготовьтесь. Сейчас мы проведем речевую зарядку. Посмотрите на экран, я буду показывать вам слоги, а вы их будете читать по цепочке, т.е. друг за другом (слайд №4).
5. Деление слов на слоги.
- Ребята, к нам на занятие приехал «Веселый поезд» (демонстрация слайда №5). Только поезд этот не простой, а волшебный. Вам нужно рассадить пассажиров по вагонам. Посмотрите на окошки в вагонах. Количество окошек в вагоне должно совпадать с количеством слогов в названии сказочного героя (Ребята с помощью мышки передвигают картинку под соответствующий вагон).
- Молодцы, ребята!
6. Развитие логического мышления.
- Ребята, посмотрите на экран (демонстрация слайда №6). Сказочные герои, когда рассаживались по вагонам, просили вас решить это задание. Если вы сделаете все правильно, то в пути их не остановят разбойники и они благополучно вернуться домой.
- В каждом ряду нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
- Молодцы, вы верно выполнили задание!
7. Физкультминутка.
- А сейчас, давайте немного разомнемся и выполним физкультминутку.
Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх и вниз ,вверх и вниз!
Повторяй-ка, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
8. Определение позиции звука в слове.
- Ребята, Незнайка хочет пойти в первый класс. Посмотрите, как он выполнил задание, которое ему предложила Мальвина (демонстрация слайда №7).
- Правильно Незнайка выполнил задание? Исправьте его ошибки (Ребята с помощью мышки передвигают картинку под нужную схему).
- Молодцы, ребята. Спасибо, что вы помогли Незнайке.
9. Составление предложений по опорным картинкам.
- Ребята, Мальвина узнала, что вы помогли Незнайке, и приготовила для вас еще одно задание, но посложнее.
- Посмотрите на экран (демонстрация слайда №8). У вас на столах лежат на столах конверты со схемами предложений. Мальчики будут составлять предложения про Лёню, а девочки – про Милу.
Дети выкладывают схемы предложений на столах, логопед подходит к каждому ребенку проверяет правильность выполнения задания.
- Сколько слов в предложении?
-Назови первое слово, второе, третье. Назови слово со звуком [Л]. Со звуком [Ль].
- Ребята, Мальвина похвалила вас за то, что вы правильно выполнили ее задание.
10. Итог занятия.
- Какие звуки мы повторяли сегодня на занятии?
- Придумайте слова со звуком [Л] в середине. Со звуком [Ль] в конце слова.
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Сказочные герои успешно добрались в свои сказки, а вам передали маленькие гостинцы.
Денисенко Дарья Викторовна,
учитель-логопед