Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].
Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.
Оборудование: индивидуальный наглядный материал.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.
3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.
4. Автоматизация звука [Ц] в словах.
5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.
6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.
7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.
8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика, дыхательно-голосовые упражнения (выполняются ребенком перед зеркалом под речевую инструкцию учителя-логопеда: «Лягушка», «Слоник», «Лопатка», «Киска сердится», «Кармашек», «Батут»; «Дудочка», «Ветерок», «Ручеек».
Знакомство с темой занятия.
2. Автоматизация звука [С].
Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука.
Автоматизация звука [С]:
- в словах, насыщенных звуком [C]: состав, способ, спуск и пр.;
- в словосочетаниях: соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.;
- в предложениях: у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.
3. Автоматизация звука [Сь].
Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука.
Автоматизация звука [Сь]:
Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели):
- проговаривание слов, насыщенных звуком [Cь]: система, соседи, спасибо и пр.;
В статическом положений у зеркала:
- в словосочетаниях: синие васильки, десять слов и пр.
4. Автоматизация звука [Ц].
Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука.
Автоматизация звука [Ц]:
Используется индивидуальный демонстрационный материал:
- в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.
Игра «Чего не стало» — на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных .
- в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;
5. Дифференциация звуков [С]- [Ц].
Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно):
- проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.
6. Автоматизация звука [З].
Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука.
Автоматизация звука [З]:
- в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.;
- в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.;
- в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.
7. Автоматизация звука [Зь].
Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука.
Автоматизация звука [Зь]:
Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.;
В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.
8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
Даниленко Наталья Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории
ГОУ ЦППРиК «Ясенево», г. Москва
Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева , Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2001
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, 2006
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – М.: Идательство Гном и Д., 2008.
6. Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гном и Д, 2009.
7. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.