Цели:
1. Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата.
2. Работать над развитием голоса, дыхания.
3. Развивать память, внимание.
4. Автоматизировать звук [Ч].
5. Развивать фонематическое восприятие, слух.
6. Уточнить артикуляцию звука [Ч].
7. Упражнять в выделении заданного звука из слов, определении его порядкового места.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Язык вперед – назад.
Язык вниз — вверх.
Языком покрутить колесико.
Язык влево – вправо.
Надуть щеки, лопнуть шар.
Улыбка – хоботок.
Открыть – закрыть рот.
Пощелкать язычком.
Облизать верхнюю губу, зубы.
Распластывание языка.
Покусать непослушный язык + бя-бя, пя-пя.
Подуть на цветочек, листик, полоску, карандаш.
3. Сообщение темы урока.
4. Уточнение артикуляции звука.
Работа с артикуляционным профилем.
Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы.
- При произнесении звука [Ч], губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”; зубы сомкнуты или разомкнуты; кончик языка поднят или опущен; воздушная струя тёплая или холодная; воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?
- При произнесении Звука [Ч], губы принимают положение “трубочки”. (Повторить ответ нескольким детям.)
– При произнесении звука [Ч], зубы разомкнуты. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [Ч], кончик языка поднят. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [Ч], воздушная струя тёплая. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя широкая. (Повторить 2 раза.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя прерывистая. (Повторить 2–3 р.)
– При произнесении звука [ч], воздушная струя сильная. (Повторить 2 раза.)
4. Чтение слоговой таблицы.
ча—чо—чу чи—чё—чу
чо—чу—ча чё—чи—чу
чу—чи—че ча—чё—чи
чи—чо—чу чо—чу—чё
4. Дидактическая игра “Поймай звук” – развитие фонематического слуха.
– Сейчас мы поиграем в игру “Поймай звук”. Вам нужно будет хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [Ч].
Чижик, врачи, грачи, мячи, калачи, ключи, овчинка, волчица, горчица, личинка, начинка, починка, зайчик, мальчик, пальчик, могучий, пахучий, колючий, летчик, пончик, огурчик, перчик, чихать, чинить, личико, кузнечик, венчик, бубенчик.
6. Чистоговорки со звуком [Ч]:
Чи, чи, чи — на стройке кирпичи.
Чи, чи, чи — ножик наточи.
Чи-чи-чи – огонь горит в печи.
Чи-чи-чи – очеь нам нужны мячи.
Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.
Че, че, че — грач на каланче.
Че, че, че — ворона на плече.
Че-че-че- мы мечтаем о мяче.
7. «Скажи ласково»
Заяц (зайчик), палец (…), мяч, калач, огурец, перец, венок, бубен.
8. «Один — много»
Врач (врачи), грач (…), чиж, мяч, калач, ключ.
9. Образование притяжательных прилагательных — «Чей хвост, чья шубка, чье ухо?»:
- заяц — заячий, заячья, заячье, заячьи;
- белка — беличий, беличья, беличье, беличьи.
10. Итог занятия.
– О ком мы говорили на занятии?
– Что нового вы узнали сегодня?
– Какое правило мы сегодня учили?
– Какая игра, какое задание вам понравились больше всего?
11. Оценка работы на занятии.
Василовская Зинаида Викторовна,
учитель-логопед коррекционной
школы- интерната 8 вида,
г. Ачинск Красноярского края