Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» ( рыбка, туловище, голова , плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.
Тема: «Путешествие с мудрым сомиком».
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.
- Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни.
- Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова , плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).
- Употребление простых предлогов.
2. Коррекционно развивающие задачи:
- развитие речи,
- зрительного и слухового внимания,
- наблюдательности,
- мышления,
- тонкой моторики.
3. Воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент.
1. Сюрпризный момент (Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона.)
- Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать , что это? Но чтобы узнать, что за сюрприз я вам приготовила, вы должны мне помочь. Поможете мне?
(Дети: Поможем)
- Скажите, а какое сейчас время года . (Дети: сейчас весна).
- Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?
(Дети: на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)
- Молодцы. Дидактическая игра «Узнай время года» (развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).
- Найдите на доске картины, где художник изобразил весну.
- Молодцы. А какие времена года еще изображены на картинах? Как Вы догодались?
- Молодцы. Ну, раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила (Показывает сомика в аквариуме). Ребята, это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости .
1. Наблюдение за сомиком. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)
- Ребята, посмотрите на него, какой он?
(Дети: большой, черный, красивый и так далее)
- Ребята, а для того, чтобы узнать, где живет рыбка, послушайте загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы -
Знаменитые пловцы.
- Что это ? ( Дети: Аквариум);
- Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик — большая или маленькая рыбка? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. (Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);
- Что еще можно сказать о сомике? (Дети: он красивый, проворный.)
- Правильно, как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чешуей. Чешуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? (Дети: Чтобы плавать.)
- Правильно, для того, чтобы плавать. Послушайте, как похожи слова «плавать» и «плавники». Значит, плавники помогают плавать.
- А что еще рыбка делает в аквариуме? (Дети: плещется, ныряет , дышит, кушает.)
- А как вы думаете, чем питается рыбка? (Дети: Травкой)
- Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.
- А пока она кушает, поиграем в игру «Родственные слова».
- Как можно называть маленькую рыбы? (Дети: рыбка)
- Назовите рыбу ласково (Дети: рыбка, рыбонька и.т.д.)
- А как можно назвать большую рыбу? (Дети: рыбина)
- Молодцы , а как называется суп из рыбы? (Дети: рыбный)
- А Вы знаете, как называют человека, который ловит рыбу? (Дети: рыбак)
- Какие Вы молодцы! Устали, давайте отдохнем.
1. Физкультурная пауза «Аквариум» (Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)
Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприсяде сложив руки за спиной)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Останавливаются делают рожки из пальчиков,)
На рыбок глядят. (наклоняют голову вправо, влево и выполняя движения ладонями вперед–назад.)
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу, опустив руки)
Плавничками гребут.
Вправо поворот, (повороты туловища влево-вправо.)
А теперь наоборот.
- Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет, и много расскажет. А Вы ей будете помогать? (Дети : Будем.)
- Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.
(Показ презентации.)
Презентация к занятию:
- Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.
4. Дидактическая игра «Что изменилось». Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов)).
- Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось?»
- Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. (Дети: Золотая рыбка, улика, гупи, меченосец.)
- Что делает улитка? (ползет по листочку)
- Что делает гупи ? (плывет под корягой.)
- Что делает меченосец? (плавает на поверхности)
- Что делает золотая рыбка? (роется в песке)
- А сейчас закройте глазки, я кое-что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать, что изменилось в аквариуме.
(Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)
5. Дидактическая игра «Что лишнее» ? (активизация словаря, классификация предметов)
- Молодцы! Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру «Что лишнее?»
Карточки: «гупи, сомик, собака» (Дети: лишняя собака – это домашнее животное.)
- А каких домашних животных вы еще знаете? (Дети: корова, лошадь, свинья.)
- «золотая рыбка, ласточка, сомик» (Дети: лишняя ласточка – это перелетная птица.)
- А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Дети: грачи, сворец, кукушка.)
- «гупи, золотая рыбка, лиса» (Дети: лишняя лиса – это дикое животное.)
- А каких диких животных вы еще знаете? (заяц, волк, медведь)
7. Дидактическая игра «Собери пазлы» (совершенствование умений из частей составлять целое)
- Посмотрите, пока мудрый сомик плыл к нам в гости, у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята, помогите сомику собрать фотографии.
- Кто на фото у Вас ….(Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).
7. Итог занятия:
- Молодцы ребята! Что нового Вы сегодня узнали? С кем познакомились?
(Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)
- Кто живет в аквариуме? (Дети: сомики, гупи, и так далее.)
- Чем можно кормить аквариумных рыбок? (Дети: сухим кормом)
- Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.
Никитина Татьяна Николаевна,
воспитатель,
МАДОУ д/с «Росинка»,
г.п. Пионерский, ХМАО-Югры,
Советского района