Конспект логопедического индивидуального занятия с ученицей 5 класса
«Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях»
I. Организационный момент.
- Можем ли мы увидеть, написать или прочитать звук?
(Нет. Звуки мы слышим и произносим.)
- Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?
(Сегодня 17 февраля, вторник, время года зима)
- К кому ты пришла на занятие?
(Я пришла на занятие к логопеду)
- Что ты будешь делать на занятии у логопеда? (возможно использование
карточки-подсказки)
- Я буду делать гимнастику.
- Буду слушать и различать звуки и слова речи.
-Говорить правильно, четко, чисто.
-Думать и играть.
-Писать и читать.
1. Гимнастика для губ, языка, щек.
Заборчик — зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.
Хоботок — подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Блинчик — домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язык можно убирать.
Иголочка — язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.
Часики — влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.
Качели — на качелях я качаюсь, вверх, вниз; вверх вниз я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Почистим зубки — чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.
Горка — а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.
2. Работа над дыханием.
Правильно будем дышать, воздушной струей управлять.
1. Вдох и выдох через рот.
2. Вдох и выдох через нос
3. Вдох ртом, выдох носом.
4. Вдох носом, выдох ртом.
3. Голосовые упражнения.
А теперь гимнастика другая — голосовая.
Гласные звуки очень важны в громкости, внятности твоей речи помогут они.
Только губы, язык, челюсти правильно держи.
1. а-о, у-а, ы-у, и-э.
2. аоуи; а, о, у, ы.
4. Гимнастика для неба.
Витамины в виде сока, очень нам полезны.
1. Глотание сока мелкими глотками.
2. Чистая водица горлышко прочистит, (полоскание горла)
II. Знакомство с темой занятия.
- Читай слова (коса, цвет)
- Назови свистящие в этих словах? (С-Ц)
- Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях.
Это тема нашего занятия.
III. Основная часть.
l.- Дай характеристику звукам (С-Ц).
- Скажи что у них общее?
- Чем они похожи? (согласные, свистящие, глухие).
- Чем они отличаются?
Когда произносим звук Ц — язык горкой, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка
плотно прижаты к корневым зубам, спинка выгибается и образует смычку с небом, воздушная струя сильная
пробивает смычку.
Когда произносим звук С — язык блинчиком за нижними зубами, воздушная струя идет по середине языка.
2. Речевая зарядочка и с языком все в порядке.
Говори не торопись и смотри не ошибись.
Пусть метет метелица
Легким снегом стелиться.
Зайцы бегали в лесу, там заметили лису.
А зайцы лисицы не бояться под снегом танцуют, веселятся.
3. — Слушай и замени звук С на Ц и наоборот в словах, которые я скажу. (Держу карточку и читаю поочередно).
цел — сел цвет — свет
цок — сок цапля — сабля
цена — сено цветит — светит
бац — бас цвет — свет
цели — сели
- Прочитай слова парами, четко произнося звуки в словах.
(Отдаю карточку для чтения слов).
4. А сейчас фонематическая зарядочка, чтобы со слухом было все в порядочке.
Говори не торопись и смотри не ошибись. Сокол это? (птица). Назови слово сокол по звукам, скажи его по слогам, выделяя голосом ударный гласный.
Назови слово птица по звукам, на каком месте звук Ц в слове, в каком слоге?
На каком месте звук Ц в слоге?
- Очень хорошо.
Есть у нас игра такая, мы замочки открываем.
5. Работа со словами. (Карточки слова замки. Игровое упражнение)
Пользуясь цифрами подсказками, впиши буквы в нужные клеточки.
Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.
4 3 5 2
Метелица снегопад гололедица-10 снегирь-7
- О каком времени года говорят эти слова? (о зиме)
- Поставь вопросы к словам. К какой части речи относятся слова?
- Этим эти сова похожи друг на друга.
- А чем они отличаются?
■ Буквами С и Ц в словах.
В словах метелица, гололедица буква ЦЕ, а в словах снегирь и снегопад буква ЭС.
■ Количеством слогов.
Читай слова по увеличению количества слогов, и говори сколько слогов в слове. ( в слове снегирь два слога).
■ Смысловым значением.
Говори, что называют слова? (слово снегирь называет живой предмет, а слова метелица, гололедица, снегопад называют явления природы)
- Правильно. Эти слова отличаются буквами, количеством слогов и смысловым значением.
5. А сейчас мы так играем, мы слова соединяем или сочетаем.
- Соединяй слово цвет с другими словами, (карточка — цвет — красный цвет)
- Соединяй слово коса с другими словами (- карточка)
- Слова коса и цвет соединялись с разными словами, это значит, что эти соединения слов не постоянные, они меняются.
А есть постоянные соединения слов в поговорках, пословицах, загадках.
поговорки | Болтлива как | Когда так можно сказать человеку?-Так можно сказать человеку, который много и бездела говорит, когда нужно молчать. |
Труслив как…. | Когда так можно сказать человеку или о человеке? | |
Так можно сказать человеку, который не может совершить смелый поступок. |
пословииа | Умелые руки не знают скуки. | Когда так можно сказать человеку или о человеке? |
Так можно сказать человеку, который постоянно | ||
загадка | Без рук, без ног, а рисовать умеет. | МорОЗ |
- Используй в речи поговорки, половицы и загадки, т.е. постоянные словосочетания и твоя речь будет красочной и выразительной.
7. Работа в тетради.
А сейчас пальчиковая гимнастика: Дружат в нашем классе девочки и мальчики А сейчас подружим мы маленькие пальчики 1,2,3,4,5 будем пальчики сжимать.
Возьми тетрадь, ручку запиши число и словосочетания, подчеркни в них букву С (эс) 1 чертой, букву Це/двумя чертами.
IV. Итог.
Занятие наше заканчивается. Сегодня на занятии присутствовали гости, мы их ждали и очень старались работать хорошо.
- Что ты делала на занятии?
Я делала гимнастику, слушала и различала звуки (С-Ц) и слова с ними. Старалась говорить правильно, четко, чисто, думала и играла, писала и читала.
- Света, ты молодец, хотя тебе еще трудно, но ты очень старалась и у тебя хорошо получилось. А это тебе поощрительный приз (мягкая игрушка). Надеюсь, что в дальнейшем ты будешь следить за своей речью и не только на логопедических занятиях.
Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Интересное занятие. Спасибо.