Цель: Дифференциация звуков [Ч] и [Ц] в словах, предложениях и обозначение их соответствующими буквами.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение артикуляции звуков [ч] и [ц];
Закрепление знаний детей о характеристике звуков.
Закрепление знания детей о корне слова, образование однокоренных слов.
Обучение грамотному употреблению существительных в форме родительного падежа с предлогом для, у;
Образование относительных прилагательных;
Коррекционные:
Развитие фонематического слуха;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Развитие анализа и синтеза на уровне предложения;
Развитие зрительного внимания и памяти;
Развитие и активизация словаря детей по теме «Посуда».
Воспитательные:
Воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, любви к родному языку, культуры речевого общения.
Оборудование: плакат с нарисованным столом (с прорезями для картинок), предметные картинки (сахарница, конфетница, чайник, салатница, хлебница, сухарница, розеточка, соусница, перечница), плакат с написанной посудой, где вместо ч и ц пустые квадраты, ребус с зашифрованной лексической
темой урока, виды материалов (кусочки стекла, дерева, пластмассы, фарфора, хрусталя, металла), плакат с однокоренными словами.
Ход логопедического урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Сейчас, сядет тот, кто выделит первый звук в словах, которые я назову.
Цифра, чудо, цапля, чемодан, черепаха …
Какие звуки мы будем учиться различать?
Основная часть.
- Произнесите звук [ч], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Произнесите звук [ц], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Сравните звуки, найдите сходство, а затем отличие этих звуков.
- Приготовьте сигнальные карточки. Возьмите карточку с буквой ч в правую руку, а карточку с буквой ц в левую. Я буду называть слова, а вы если услышите слово, в котором спрятался звук [ч], то поднимите карточку с буквой ч, а если услышите слово, в котором спрятался звук [ц], то поднимете карточку с буквой ц. Если услышите в слове оба звука, то поднимите обе буквы.
Помогите мне закончить слово, выбрав один из звуков Ч или Ц, обозначьте его буквой и поднимите её:
Кала.. ране.. клю.. дворе.. бога..
Вене.. вра.. гра.. зая.. сила..
Пере.. колоде.. молоде.. тка.. коне..
- Помогите мне накрыть на стол, а что нам для этого понадобиться узнаете, если разгадаете ребус.
Полы ’’ + судно’’’ + дар’= ?
- Ребята, на плакате написаны слова, в которых пропали наши изучаемые Ч и Ц. Сейчас каждый из вас будет выходить к доске, читать слово определять какой звук пропал, обозначать его соответствующей буквой и вписывать букву в пропущенную клетку, а затем на столе найти отгаданный предмет и поставить на наш стол. Скажи для чего этот предмет посуды?
Сахарни_а
сухарни_а
конфетни_а
розето_ка
салатни_а
хлебни_а
пере_ни_а
соусни_а
_айник
_ашка
салфетни_а
Прочитаем ещё раз разгаданные слова.
Работа в тетради.
– Я говорю то, что кладут в эту посуду, а вы называете её. Проговариваем слово по слогам и записываем в тетрадь. С какой буквы пишем первое слово, как пишем остальные слова. Запись слов. Найдите в словах букву Ч и подчеркните её одной чертой, а букву Ц — двумя. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Физминутка. Игра с мячом.
- Я кидаю мяч и называю посуду, а вы возвращаете мне мяч, называя, для каких продуктов и предметов она предназначена.
Н-р: Сахарница — для сахара и т.д.
Посмотрите, какие материалы я вам принесла. Кто назовёт что это? Из этих материалов может изготавливаться посуда. Я показываю материал, а вы называете посуду, которая из него может изготавливаться. Какая это посуда?
Н-р: Это пластмасса. Выберите посуду, которая изготавливается из пластмассы. Назовите, какая она? (Н-р: пластмассовая сахарница, пластмассовая хлебница, пластмассовая салатница и т.д).
Проговариваем все виды материалов ( стекло, фарфор, металл, дерево, хрусталь).
Недавно у нас наступил Новый год, прошло Рождество Христово. Что это такое? (Это праздники).
Мы накрывали стол и что делали? (Праздновали).
А настроение, какое было? (Праздничное).
Праздник, праздники, праздновать, праздничное. Скажите, что общего в этих словах, как они называются? Прочитайте слово праздник внимательно посмотрите на него, запомните, как пишется это слово.
Давайте вспомним, что такое предложение. Скажите, является ли предложением то, что я назову.
Праздничное, учеников, у , и , настроение, учениц.
Кто составит предложение. Сколько слов в нём? Найдите предлог в предложении, как он пишется со словами? Вспомним правила написания предложения. Запишем его в тетрадь. Подчеркнём изучаемые ч и ц.
Скажите, какое еще настроение может быть? (весёлое, задорное или наоборот грустное, печальное).
Итог логопедического урока.
- Наш логопедический урок подошёл к концу. Вспомним, какие звуки учились различать, чем похожи и чем отличаются они. Название, какой посуды вы запомнили и из какого материала её изготавливают? Назовите группу родственных однокоренных слов, изучаемых сегодня на занятии. Какое предложение мы составили? С каким настроением вы покидаете урок?
Молодцы! Вы сегодня на уроке были очень внимательными, активными. Урок окончен, до свидания, ребята!
Шкредова Марина Николаевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ № 90,
город Самара