Конспект логопедического урока
Тема: Звук [И] и буква И и.
Диагноз: фонематическое недоразвитие речи.
Вид урока: групповой.
Цели урока:
1. Активизация и развитие речемыслительной деятельности учащихся.
2. Формирование умений и навыков по продуктивному овладению знаниями в сформированности звуковой стороны речи.
3. Воспитание восприятия окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функцию.
Задачи:
- Создание положительной атмосферы коррекционно-развивающего формирования навыков звукового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия и слуха.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие и совершенствование мелкой моторики.
Оборудование:
Наглядность на доске. Картинки. Игрушки. Мультимедийное изображение.
Для индивидуальной работы. Мозаика. Зеркала. Схемы слов и предложений.
Музыкальные фрагменты сопровождений физкультминуток.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие и доброжелательный настрой.
Логопед: Ребята, посмотрим на рисунки /на доске несколько видов лиц детей: улыбка, гримаса, серьезность, неудовольствие/. Попробуем выбрать себе настроение для сегодняшнего урока.
Ученики: У – лыб – ка!
Логопед: Правильно! Только хорошее настроение поможет нам сегодня хорошо поработать на уроке.
- Посмотрите в зеркала, улыбнитесь и произнесите, даже спойте интересный звук: [И].
Ученики: И – И – И – И.
Логопед: Очень нам помогла улыбка, спасибо ей. Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?
Ученики: Нет. Звук не встретил преграды.
Логопед: Какой же этот звук?
Ученики: Гласный.
Вывод: Гласные звуки не встречают преград на своем пути.
II. Сообщение темы и цели урока.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о …
Ученики: О гласном звуке [и].
III. Логопед: Продолжим наш урок, тренируя и пальчики.
Ученики:
Наши алые цветки
Распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
IV. Логопед: Попробую сейчас узнать, кто из вас самый внимательный. Послушайте слова и найдите одинаковый звук в них:
Ива, игла, аист, пила.
Ученики: И – И – И – И.
Логопед: Да, это звук [И]. Поможет нам определить место этого звука в 1-м слове, во 2-м, 3-м и 4-м. (Ответы детей).
- Молодцы! А вот и другое задание:
Из последних звуков названий этих предметов /картинки/ сложим имя девочки. Назовем этот звук в каждом слове.
грабли [и] И
шар [р] р
астра [а] а
Логопед: Какое слово получилось?
Ученики: Ира.
Логопед: Правильно. Это наша Ира! Произнесем это имя ласково:
Ученики: Ирочка, Иринка, Иришка.
Составим предложение: Ира идет в школу. (Схема предложения).
V. Логопед: А Игорь попробует сегодня мастерить (ученик работает у доски под четкое чтение стихотворения логопедом):
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
Ученики: Три!
Логопед: А какая буква?
Ученики: И.
Логопед: Вот мы познакомились и с буквой. Посмотрите, как красиво эта буква написана (Мультимедийное изображение).
Логопед: Попробуем сами написать эту букву (Шнуровка – запись. Штриховка – запись).
Логопед:
«Изгиб нитки от иглы
Наполняет букву И».
Из этого следует, что:
Ученики:
Вывод: Звуки мы произносим,
Буквы мы пишем.
VI. Логопед: Сколько слов у нас красивых Ира, Игорь, Рита, три. Определим позицию звука [и] в этих словах. (Звукобуквенный анализ слов).
Ученики: Звук [и] звучит в начале слова, в конце и в середине слова.
Логопед: Вы справились с работой хорошо. А теперь поиграем.
«Кто больше?»
[и] в начале слова [и] в середине слова [и] в конце слова
иголка Марина грабли
Игорь вилка очки
Иван кит санки
ива Никита коньки
Логопед: Подумайте, какой ответ вы скажете мне на загадку:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
VII. Звукобуквенный анализ слова.
Ученики: И – гол – ка. /Схема слова. Сколько букв? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?/
Логопед: Это слово можно немного изменить. Произносить мы его будем по-другому, а вот обозначать будет одно и тоже.
Ученики: Иг – ла. /Схема слова./
Логопед: Сделаем вывод: 1-е слово – 3 слога. 2-е слово – 2 слога. Назовите количество гласных и согласных в словах. (Звукобуквенный анализ)
Логопед: Зарядка.
Руки подняли и покачали:
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
- Молодцы!
Итог занятия.
Логопед: Каждый из вас, дети, получит интересную картинку.
Я повторяю вам слова:
дети
интересную
картинку
- Назовите звук в этих словах, о котором мы сегодня говорили на уроке: мы его слушали, мы его мастерили, мы его изображали шнуровкой (писали).
Учащиеся: И.
Логопед: Правильно!
В слове «дети», где вы слышите этот звук?
Учащиеся: В конце слова.
Логопед: В слове «интересную»?
Учащиеся: В начале слова.
Логопед: В слове «картинку»?
Учащиеся: В середине слова.
Логопед: Какой это звук?
Учащиеся: Гласный И. Мы его произносим без преграды.
Логопед: А теперь посмотрите на картинку, назовите изображенный предмет на ней и определите, где мы услышим звук [И].
Учащиеся: /Называется изображение./
Пирамида, лиса, иголка с ниткой, игрушки и т.д.
Логопед: Вы, ребята молодцы! Завтра мы продолжим работу. Всего вам хорошего.
Самоанализ логопедического урока по теме: «Звук [И] и буква И и»
- Цели, поставленные логопедом, соответствуют коррекционно-развивающим и воспитательным. Учебный материал умело подобран для решения образовательного процесса.
- В логической последовательности выдержана структура занятия. Распределение времени между видами работ используется рационально и выполнимо с учетом перехода от простого к сложному.
- Доступность изложения материала содержит полноту, достоверность, связь с жизнью, что позволяет формировать учащимся новые понятия и самостоятельно работать с большим интересом.
- Логопед поддерживает, активизирует интерес учащихся, разнообразя формы и приемы работы.
- Коррекционная направленность урока позволяет понимать, наблюдать и осмысливать происходящее, а также формировать навыки словообразования и словоизменения, развивать фонематический слух, контролировать выразительность речи ученика, нарабатывать навыки звукового анализа и синтеза.
- Используется материал упражнений на развитие мелкой и общей моторики, соблюдается правильный рабочий режим и качественно проводятся физкультминутки.
- Большое внимание уделяется индивидуальному подходу, что позволяет своевременно увидеть, услышать ошибки и сконцентрировать внимание ученика на правильной работе.
- Методы, приемы и средства обучения выдержаны в рамках доступно излагаемого материала и соответствуют возрастной категории.
- Урок по содержанию интересен и эмоционален. Присутствует разнообразие наглядности и дидактического материала. Этим предоставлена возможность сказать, что цели и задачи, поставленные логопедом, достигнуты и осуществлены.
Матяж Валентина Ивановна
учитель-логопед МОУ СОШ № 18
г. Камышин Волгоградской области
Валентина Ивановна, отдельное спасибо за «Самоанализ логопедического урока»! То, что я искала!