Конспект логопедического урока [Звук и буква И]

Конспект логопедического урока
Тема: Звук [И] и буква И и.

Диагноз: фонематическое недоразвитие речи.
Вид урока: групповой.

Цели урока:

1. Активизация и развитие речемыслительной деятельности учащихся.

2. Формирование умений и навыков по продуктивному овладению знаниями в сформированности звуковой стороны речи.

3. Воспитание восприятия окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функцию.

Задачи:

- Создание положительной атмосферы коррекционно-развивающего формирования навыков звукового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия и слуха.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие и совершенствование мелкой моторики.

Оборудование:

Наглядность на доске. Картинки. Игрушки. Мультимедийное изображение.
Для индивидуальной работы. Мозаика. Зеркала. Схемы слов и предложений.
Музыкальные фрагменты сопровождений физкультминуток.

Ход урока.

I.    Организационный момент.

1.    Приветствие и доброжелательный настрой.

Логопед: Ребята, посмотрим на рисунки /на доске несколько видов лиц детей: улыбка, гримаса, серьезность, неудовольствие/. Попробуем выбрать себе настроение для сегодняшнего урока.

Ученики: У – лыб – ка!

Логопед: Правильно! Только хорошее настроение поможет нам сегодня хорошо поработать на уроке.

- Посмотрите в зеркала, улыбнитесь и произнесите, даже спойте интересный звук:  [И].

Ученики: И – И – И – И.

Логопед: Очень нам помогла улыбка, спасибо ей. Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?

Ученики: Нет. Звук не встретил преграды.

Логопед: Какой же этот звук?

Ученики: Гласный.

Вывод: Гласные звуки не встречают преград на своем пути.

II.    Сообщение темы и цели урока.

Логопед: Сегодня мы будем говорить о …

Ученики: О гласном звуке [и].

III. Логопед: Продолжим наш урок, тренируя и пальчики.

Ученики:

Наши алые цветки
Распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

IV. Логопед: Попробую сейчас узнать, кто из вас самый внимательный. Послушайте слова и найдите одинаковый звук в них:

Ива, игла, аист, пила.

Ученики: И – И – И – И.

Логопед: Да, это звук [И]. Поможет нам определить место этого звука в 1-м слове, во 2-м, 3-м и 4-м. (Ответы детей).

- Молодцы!  А вот и другое задание:

Из последних звуков названий этих предметов /картинки/ сложим имя девочки. Назовем этот звук в каждом слове.

грабли [и]    И
шар [р]     р
астра [а]    а

Логопед: Какое слово получилось?

Ученики: Ира.

Логопед: Правильно. Это наша Ира! Произнесем это имя ласково:

Ученики: Ирочка, Иринка, Иришка.

Составим предложение: Ира идет в школу. (Схема предложения).

V. Логопед: А Игорь попробует сегодня мастерить (ученик работает у доски под четкое чтение стихотворения логопедом):

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?

Ученики: Три!

Логопед: А какая буква?

Ученики: И.

Логопед: Вот мы познакомились и с буквой. Посмотрите, как   красиво эта буква написана (Мультимедийное изображение).

Логопед: Попробуем сами написать эту букву (Шнуровка – запись. Штриховка – запись).

Логопед:

«Изгиб нитки от иглы
Наполняет букву И».

Из этого следует, что:

Ученики:

Вывод: Звуки мы произносим,
Буквы мы пишем.

VI. Логопед: Сколько слов у нас красивых Ира, Игорь, Рита, три. Определим позицию звука [и] в этих словах. (Звукобуквенный анализ слов).

Ученики: Звук [и] звучит в начале слова, в конце и в середине слова.

Логопед: Вы справились с работой хорошо. А теперь поиграем.

«Кто больше?»

[и]  в начале слова       [и] в середине слова        [и] в конце слова
иголка                                  Марина                             грабли
Игорь                                    вилка                                 очки
Иван                                      кит                                       санки
ива                                         Никита                               коньки

Логопед: Подумайте, какой ответ вы скажете мне на загадку:

Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.

VII.  Звукобуквенный анализ слова.

Ученики:  И – гол – ка. /Схема слова. Сколько букв? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?/

Логопед: Это слово можно немного изменить. Произносить мы его будем по-другому, а вот обозначать будет одно и тоже.

Ученики: Иг – ла. /Схема слова./

Логопед: Сделаем вывод: 1-е слово – 3 слога. 2-е слово – 2 слога. Назовите количество гласных и согласных в словах. (Звукобуквенный анализ)

Логопед: Зарядка.

Руки подняли и покачали:
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
- Молодцы!

Итог занятия.

Логопед: Каждый из вас, дети, получит интересную картинку.
Я повторяю вам слова:

дети
интересную
картинку

- Назовите звук в этих словах, о котором мы сегодня говорили на уроке: мы его слушали, мы его мастерили, мы его изображали шнуровкой (писали).

Учащиеся: И.

Логопед: Правильно!
В слове «дети», где вы слышите этот звук?

Учащиеся: В конце слова.

Логопед: В слове «интересную»?

Учащиеся: В начале слова.

Логопед: В слове «картинку»?

Учащиеся: В середине слова.

Логопед: Какой это звук?

Учащиеся: Гласный И. Мы его произносим без преграды.

Логопед: А теперь посмотрите на картинку, назовите изображенный предмет на ней  и определите, где мы услышим звук [И].

Учащиеся: /Называется изображение./

Пирамида, лиса, иголка с ниткой, игрушки и т.д.

Логопед: Вы, ребята молодцы! Завтра мы продолжим работу. Всего вам хорошего.

 

Самоанализ логопедического урока по теме: «Звук [И] и буква И и»

  • Цели, поставленные логопедом, соответствуют коррекционно-развивающим и воспитательным.  Учебный материал умело подобран для решения образовательного процесса.
  • В логической последовательности выдержана структура занятия. Распределение времени между видами работ используется рационально и выполнимо с учетом перехода от простого к сложному.
  • Доступность изложения материала содержит полноту, достоверность, связь с жизнью, что позволяет формировать учащимся новые понятия и самостоятельно работать с большим интересом.
  • Логопед поддерживает, активизирует интерес учащихся, разнообразя формы и приемы работы.
  • Коррекционная направленность урока позволяет понимать, наблюдать и осмысливать происходящее, а также формировать навыки словообразования и словоизменения, развивать фонематический слух, контролировать выразительность речи ученика, нарабатывать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Используется материал упражнений на развитие мелкой и общей моторики, соблюдается правильный рабочий режим и качественно проводятся физкультминутки.
  • Большое внимание уделяется индивидуальному подходу, что позволяет своевременно увидеть, услышать ошибки и сконцентрировать внимание ученика на правильной работе.
  • Методы, приемы и средства обучения выдержаны в рамках доступно излагаемого материала и соответствуют возрастной категории.
  • Урок по содержанию интересен и эмоционален. Присутствует разнообразие наглядности и дидактического материала. Этим предоставлена возможность сказать, что цели и задачи, поставленные логопедом, достигнуты и осуществлены.

 

Матяж Валентина Ивановна
учитель-логопед МОУ СОШ № 18
г. Камышин Волгоградской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Один комментарий к материалу: "Конспект логопедического урока [Звук и буква И]"

  1. Катерина Н.:

    Валентина Ивановна, отдельное спасибо за «Самоанализ логопедического урока»! То, что я искала!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.