Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему «Суффиксы в названиях профессий -ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-»

Суффиксы в названиях профессийВойтюк Лэйсэн Минехатовна,
учитель-логопед

Цели занятия:

Образовательные:

-    Словообразование по теме «Суффиксы».
-    Развитие связной речи.

Развивающие:

-    Развитие звуко-буквенного анализа.
-    Развитие звуко-слоговой структуры многосложных слов.
-    Развитие навыков составления ответов на вопросы.
-    Обогащение и активизация словаря по теме «Суффиксы профессий».

Воспитательные:

-    Расширение кругозора о разнообразии профессий.
-    Развитие пространственных ориентировок.

Оборудование: Карточки, картинки с изображением людей разных профессий.

Литература: Л.М. Козырева № 7 стр.31, Л.Г. Кобзарева Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР стр.79, 83, 89, 90.

Ход   занятия

I. Организационный момент.

II. Логопедическая зарядка.

- Послушайте чистоговорку:

Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор убёрет
И песком посыплет лёд.

- О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной.  Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

III. Объявление новой темы.

- А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31. Посмотрите задание 13.

- Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

Нужные работники —
_________ и _________!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
И пилим доски,
Длинные и плоские.
Щуря глаз и хмуря брови,
Проворчав себе в усы,
_________ Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Все понятно старику,
Старику ________.
 

И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть _________?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
________ водит самолеты -
Это очень хорошо.
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть ___________ в школе.

 

И тонкую дратву
__________ возьмет,
И шило достанет,
И шилом кольнет.
Починены туфли,
Починен сапог.
Прохожий доволен:
___________помог.

- Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).

- Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы — час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы)

Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают  образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов.

Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.

Камень – каменщик, стол – столяр, огород — огородник, барабан — барабанщик, печь — печник, воз, сапог — сапожник, носил — носильщик, аптека — аптекарь, учить — учитель, строить — строитель, газета — газетчик, грузить — грузчик.

- Какие ещё суффиксы помогли нам получить новые слова: -ник, -тель. Итак, какие суффиксы используются в образовании слов, связанных с профессией? (-чик, -щик, -ник, -тель, -арь, -ист.) (Таблица)

IV Слоговая структура слова:

- А теперь такое задание: посмотрите на слово часовщик: сколько слогов в этом слове? (3 слога). Какой первый слог? (ча). Второй? (сов) Третий?  (щик).

В карточке вставьте недостающие слоги: ___совщик, часов___, ча___щик.

Назовите третий слог (щик), первый (ча), второй (сов).

У вас в карточке дано ещё одно слово: сапожник. Самостоятельно вставьте пропущенные слоги: са___ник, сапож___, ___пожник. Какое это слово? Сколько в нём слогов? (3 слога). Назовите третий слог (ник),  первый слог (са), второй (пож). Молодцы справились с этим заданием.

V. Физминутка.

- Встаньте. Я вам раздам карточки: милиционер, пожарник, художник, программист. Теперь слушайте внимательно и выполняйте мои указания: встаньте в следующей последовательности: пожарник, художник, программист, милиционер. А теперь художник встань слева от милиционера. Программист справа от пожарника. Молодцы, справились и с этим заданием.

VI. Выполнение тренировочных упражнений.

- Раздаю карточки. Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который… Проведите к нему линию.

учит детей Водитель
служит на границе Пекарь
добывает нефть Дворник
ходит на лыжах Пограничник
сочиняет сказки Учитель
ходит в разведку Нефтяник
дрессирует зверей Разведчик
убирает во дворе Сказочник
печет булки Лыжник
водит автомобиль Дрессировщик

VII. Звуко-буквенный анализ.

- Посмотрите следующее задание на карточке. Кто нарисован на картинке? Какая профессия? (Футболист). Сколько всего звуков в слове? Запишите слово по буквам. Сколько букв в слове? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. Раскрасьте картинку.

- Теперь такое задание. Я задаю вопросы, вы даёте на него полный ответ.

Кто ловит рыбу? (рыбак)                        Кто смотрит за садом? (садовник)
Кто смотрит за лесом? (лесник)        Кто летает на самолете? (лётчик)
Кто водит трактор? (тракторист)        Кто издает книги? (издатель)
Кто кладет печь? (печник)                Кто строит дома? (строитель)

- Ну, а сейчас вам надо расставить картинки в той последовательности, в какой происходит строительство дома. Логопедическая тетрадь стр.34 № 18.

VIII. Итог занятия.

- Мы сегодня много говорили о профессиях. А какие профессии вам нравятся? Почему?

Итак, вспомним такие слова из стихотворения: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,20 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе Педагогическое партнерство: интеллектуальная и речевая готовность к школе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.