Цели и задачи занятия:
Цель:
- формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
- Развивать общую и тонкую моторику.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Развитие фиксации взора и прослеживающей функции.
- Развивать сенсорные представления о цвете.
- Развивать тактильную чувствительность.
2. Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
- Развивать связную речь, совершенствовать точную последовательность словесного воспроизведения материала, составлять простые предложения.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
Оборудование.
- Магнитная доска, карточки с изображениями овощей, сюжетная картина «Огород», эспандеры по числу детей, мяч, коробочка с прорезями по бокам, натуральные овощи, картинка ослика на ниточке.
Предварительная работа.
- В течение недели с детьми отрабатывается лексическая тема на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда.
- Специалист использует лексическую тему в подборе коррекционных упражнений, игр, заданий.
Ход занятия.
Вводная часть.
Логопед приветствует детей. Дети встают в круг и произносят:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Основная часть.
Логопед: Ребята, я сегодня по почте получила письмо, но почта у меня не простая, а электронная, и письмо необычное. Давайте вместе посмотрим.
Логопед включает видеозапись. На экране компьютера появляется незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка, меня не случайно так назвали, я и правда, почти ничего не знаю. В нашем Цветочном городе все жители начали собирать урожай, а меня не зовут, я ведь совсем ни чего не знаю об овощах. Вот поэтому я решил прислать вам письмо, чтобы вы помогли мне и рассказали все, что вы знаете об этих самых овощах. Помогите мне, ну пожалуйста!
Логопед: Ребята, ну что поможем Незнайке?
Дети: Да!
Логопед: А для того чтобы незнайка смог увидеть наше занятие, мы ему тоже запишем видео письмо и отправим в Цветочный город. Не будем терять время и начнем вспоминать, что же мы знаем об овощах!
Дети садятся на стульчики.
Логопед: Для начала вспомним, какие овощи вы знаете?
Дети поочереди называют по одному овощу.
Логопед: Где растут овощи?
Дети: На земле, под землёй.
Логопед: Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте?
Дети: Срывают, срезают.
Логопед: Как собирают овощи, которые растут под землёй?
Дети: Выкапывают, выдёргивают.
Употребление существительных в предложном падеже с предлогами «в» и «на».
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен ответить полным предложением, где растет данный овощ
Дети: Огурец, он растёт на земле. Тыква растёт на земле и т.д.
Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Чтобы Незнайке было понятнее, мы покажем, какие бывают овощи.
Репа здесь у нас растёт.
Открывай по шире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Широко открыть рот (удерживать под счет до 5-6) .
Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки».
Логопед: Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Логопед: Лопаты готовы, а теперь будем ее копать! Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Зрительная гимнастика:
Логопед: Ребята мы еще можем показать Незнайке, как мы играем с осликом.
Дети следят взглядом за перемещением картинки ослика.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Развитие общей моторики.
Логопед: Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.
Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
Приседания, наклоны, имитация движений.
Развитие мелкой моторики, согласование существительных с числительными.
Логопед раздает каждому ребенку эспандер.
Логопед: Сейчас мы немножко посчитаем. Возьмите эспандер в правую руку и сжимайте, считая вместе со мной огурцы.
Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
Молодцы! Перекладываем эспандер в левую руку и считаем помидоры.
Игра «Загадки в коробочке» (развитие связной речи, памяти, мышления, тактильной чувствительности)
Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Там висит план – схема, по которой мы будем придумывать загадки.
План-схема:
- Форма.
- Цвет.
- Где растет.
- Какой на вкус?
Логопед вызывает ребенка и предлагает вытянуть карточку, на которой нарисован овощ, про который он будет сочинять загадку.
Дети: Этот овощ овальный, зелёный, растет на земле. Сочный, вкусный, хрустящий. Что это? (Огурец)
После того как прозвучит отгадка, логопед достает коробку с прорезями с боков и предлагает отгадавшему ребенку, определить на ощупь нужный овощ. Затем игра продолжается.
Игра «Маленькие повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Логопед: Овощи спор завели на столе. Кто лучше, вкусней, нужней на земле. Мы собрали много овощей в свою корзину, а теперь определим, что можно из них приготовить.
Логопед раздает каждому ребенку по овощу, дети выходят поочереди к столу и кладут овощ в нужную посуду, объясняя, что можно приготовить:
- Сварим суп из капусты. Суп называется капустный.
- Сделаем пюре из картофеля. Картофельное пюре и т.д.
III. Заключительная часть.
Окончание занятия и подведение итогов.
Логопед: Ребята мне кажется, мы смогли помочь Незнайке и записали для него хороший урок. А он нам в благодарность прислал угощение, и совсем не виртуальное, а вкусное и натуральное!
Логопед угощает детей конфетами.
Крылова А.Ю.,
учитель-логопед