Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема «Овощи»

ОвощиЦели и задачи занятия:

Цель:

  • формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
  • Развивать общую и тонкую моторику.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Развитие фиксации взора и прослеживающей функции.
  • Развивать сенсорные представления о цвете.
  • Развивать тактильную чувствительность.

2. Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Упражнять в согласовании существительных с числительными.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
  • Развивать связную речь, совершенствовать точную последовательность словесного воспроизведения материала, составлять простые предложения.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Оборудование.

  • Магнитная доска, карточки с изображениями овощей, сюжетная картина «Огород», эспандеры по числу детей, мяч, коробочка с прорезями по бокам, натуральные овощи, картинка ослика на ниточке.

Предварительная работа.

  • В течение недели с детьми отрабатывается лексическая тема на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда.
  • Специалист использует лексическую тему в подборе коррекционных упражнений, игр, заданий.

Ход занятия.

Вводная часть.

Логопед приветствует детей. Дети встают в круг и произносят:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Основная часть.

Логопед: Ребята, я сегодня по почте получила письмо, но почта у меня не простая, а электронная, и письмо необычное. Давайте вместе посмотрим.

Логопед включает видеозапись. На экране компьютера появляется незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка, меня не случайно так назвали, я и правда, почти ничего не знаю. В нашем Цветочном городе все жители начали собирать урожай, а меня не зовут, я ведь совсем ни чего не знаю об овощах. Вот поэтому я решил прислать вам письмо, чтобы вы помогли мне и рассказали все, что вы знаете об этих самых овощах. Помогите мне, ну пожалуйста!

Логопед: Ребята, ну что поможем Незнайке?

Дети: Да!

Логопед: А для того чтобы незнайка смог увидеть наше занятие, мы ему тоже запишем видео письмо и отправим в Цветочный город. Не будем терять время и начнем вспоминать, что же мы знаем об овощах!

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Для начала вспомним, какие овощи вы знаете?

Дети поочереди называют по одному овощу.

Логопед: Где растут овощи?

Дети: На земле, под землёй.

Логопед: Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте?

Дети: Срывают, срезают.

Логопед: Как собирают овощи, которые растут под землёй?

Дети: Выкапывают, выдёргивают.

Употребление существительных в предложном падеже с предлогами «в» и «на».

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен ответить полным предложением, где растет данный овощ

Дети: Огурец, он растёт на земле. Тыква растёт на земле и т.д.

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Чтобы Незнайке было понятнее, мы покажем, какие бывают овощи.

Репа здесь у нас растёт.
Открывай по шире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Широко открыть рот (удерживать под счет до 5-6) .

Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки».

Логопед: Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Логопед: Лопаты готовы, а теперь будем ее копать! Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Зрительная гимнастика:

Логопед: Ребята мы еще можем показать Незнайке, как мы играем с осликом.

Дети следят взглядом за перемещением картинки ослика.

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Развитие общей моторики.

Логопед: Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.

Приседания, наклоны, имитация движений.

Развитие мелкой моторики, согласование существительных с числительными.

Логопед раздает каждому ребенку эспандер.

Логопед: Сейчас мы немножко посчитаем. Возьмите эспандер в правую руку и сжимайте, считая вместе со мной огурцы.

Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.

Молодцы! Перекладываем эспандер в левую руку и считаем помидоры.

Игра «Загадки в коробочке» (развитие связной речи, памяти, мышления, тактильной чувствительности)

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Там висит план – схема, по которой мы будем придумывать загадки.

План-схема:

  1. Форма.
  2. Цвет.
  3. Где растет.
  4. Какой на вкус?

Логопед вызывает ребенка и предлагает вытянуть карточку, на которой нарисован овощ, про который он будет сочинять загадку.

Дети: Этот овощ овальный, зелёный, растет на земле. Сочный, вкусный, хрустящий. Что это? (Огурец)

После того как прозвучит отгадка, логопед достает коробку с прорезями с боков и предлагает отгадавшему ребенку, определить на ощупь нужный овощ. Затем игра продолжается.

Игра «Маленькие повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Логопед: Овощи спор завели на столе. Кто лучше, вкусней, нужней на земле. Мы собрали много овощей в свою корзину, а теперь определим, что можно из них приготовить.

Логопед раздает каждому ребенку по овощу, дети выходят поочереди к столу и кладут овощ в нужную посуду, объясняя, что можно приготовить:

- Сварим суп из капусты. Суп называется капустный.

- Сделаем пюре из картофеля. Картофельное пюре и т.д.

III. Заключительная часть.

Окончание занятия и подведение итогов.

Логопед: Ребята мне кажется, мы смогли помочь Незнайке и записали для него хороший урок. А он нам в благодарность прислал угощение, и совсем не виртуальное, а вкусное и натуральное!

Логопед угощает детей конфетами.

Крылова А.Ю.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.