I. Цель: Различение звуков [С-С’] на слух, изучение буквы С.
II. Задачи:
1. Учить детей давать характеристику звуков [С-С’];
2. Выделение звуков [С-С’] в ряду звуков, слогов, слов;
3. Формирование умения чёткого произнесения звуков [С-С’];
4. Развитие фонематического восприятия;
5. Формирование навыков звукового анализа;
6. Развитие слухового и зрительного внимания;
7. Развитие мелкой моторики;
8. Знакомство со зрительным образом буквы.
III. Оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки [с] и [с’], картинки с изображением инопланетян, макеты ракет, разрезанные буквы С.
IV. Ход урока
Организационный момент.
Дети, отгадайте мою загадку:
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …солнце.
1. Назовите первый звук в слове «СОЛНЦЕ»? [С]
• Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
• Что мешает воздуху? (зубы и язык)
• Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук [С]. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
• А как вы думаете звук [С] …твердый или мягкий? (твердый)
• А теперь давайте назовем полную характеристику звука.
А что делает солнце? (сияет) назовите первый звук в слове «СИЯЕТ»? (с’)
• Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
• Что мешает воздуху? (зубы и язык)
• Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук С’. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
• А как вы думаете звук [С’] …твердый или мягкий? (мягкий)
• А теперь давайте назовем полную характеристику звука.
Скажите а чем похожи, и чем отличаются звуки [с] и [с’].
2. «По местам» (слоговой анализ)
Логопед: сегодня мы с вами совершим путешествие в космическое государство, на планету Марс. А на чем же лететь на Марс?( на ракете). Да, ребята, но полетим мы на двух ракетах. Сейчас я раздам вам картинки, если в слове будет 2 слога – сядете в ракету с двумя окошками, а если в слове будет 3 слога – сядете в ракету с тремя окошками.
3. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: итак, все космонавты на местах. Но прежде чем отправиться в полет нам нужно изучить язык марсиан, а понимают они язык жестов. Итак, если мы услышим звук [С] – хлопнем в ладоши, а если услышим [С’] – тихонечко стукнем по столу. Давайте потренируемся.
- на уровне звука: с м ж с с’ л п в с н с’ р к с п м с’;
- на уровне слога: со, пы, се, ли ны, су, ся, эн, ос, кы, си;
- на уровне слова: сыр, пол, кот, капуста, персик, ухо, сени, коса.
Приготовились. Внимание. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью.
4. Физминутка.
Откройте глаза. Наш полет продолжается. Выходите на коврик и становитесь в кружок.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два потянись.
Вот летит ракета ввысь! (В.Волина)
5. «Говорим по-марсиански»
Логопед: Ребята, мы с вами приземлились на планету Марс. И тут нас встречают инопланетяне.
Давайте поздороваемся с ними. На марсианском языке это звучит су-се.
Как дела? – сю –са.
Хорошо. – сэ-ся.
Как тебя зовут? – си-со.
Мы прилетели к вам с далекой планеты Земля, чтобы познакомиться с вами — со-си-се.
6. «Поможем Симбе и Самбе»
Логопед: Марсианин Симба и марсианка Самба просят вашей помощи. Мама подарила им картинки, а они никак не могут разделить их между собой. Давайте Симбе подарим все картинке со звуком С’, а Симбе – все картинки со звуком С. Дети выходят по очереди и дарят картинки с соответствующим звуком.
7. «Собери букву»
Логопед: А теперь нам пора возвращаться домой на Землю. Но прежде, давайте оставим на память марсианам подарок – букву С. Но в пути они рассыпались, давайте сложим буквы С и подарим марсианам. А чтобы вы собрали все правильно, я оставлю вам вот такой образец.
А теперь отправляемся в путь. Занимайте свои места в ракетах. К полету готовы? Закрывайте глаза. Мы летим в космических ракетах и возвращаемся домой. Открывайте глаза. Вот мы и оказались дома.
Итог занятия.
• Понравился вам полет на Марс?
• А с кем вы там познакомились?
• А какие звуки мы сегодня вспоминали?
Маслякова Виктория Константиновна,
учитель-логопед ГБОУ детский сад
комбинированного вида №1814, Москва