Занятие по теме «Словообразование. Корень» для детей с нарушением письма и чтения, обусловленного НВОНР, ОНР III уровня, осложненного стертой формой дизартрии.
Конспект логопедического занятия по теме «Словообразование. Корень» № 1 .
Дифференциация звуков Г-К-Х.
Количество занятий: 2.
Класс: 1 класс.
Цель: Познакомить детей со словами-родственниками.
Задачи:
Образовательные::
- познакомить детей с понятиями корень слова, однокоренные слова;
- научить подбирать родственные слова;
- активизировать и пассивный словарный запас.
Развивающие:
- работать над дифференциацией Г — К — Х(фонематический слух)
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, вербально-логическое мышление, познавательную активность.
Воспитательные:
- прививать чувство ответственности за результаты своей деятельности, сознательное отношение к учебе, нравственные качества, воспитывать самостоятельность.
Оборудование: тетради, доска, мел, картинки с изображением лиц мужчины и женщины( примерно по 10 штук), индивидуальные зеркала, предметные картинки( гусь, рога, грач), схема-подсказка для характеристики звуков,
Ход урока:
I часть.
1. Орг. Момент.
Сядет тот кто повторит без ошибок: ка-га-ха, хо-хо-го, гу-хо-ка.
2. Артик. Гимнастика: упражнения для языка «горка»,«кто сильнее»; упражнения для губ «улыбка-трубочка»; дышать носом с широко раскрытым ртом.
II часть.
Характеристика звуков Г, К, Х.
- Назовите общий звук в словах:
Гусь, рога, грач (звук Г).
- Дайте характеристику звуку Г (Согласный, звонкий, твердый).
- Назовите общий звук в словах:
Крылатый, козлиные, крикливый (Звук К).
- Дайте характеристику звуку К (Согласный, глухой, твердый).
- Назовите общий звук в словах:
Ходит, сохнут, хлюпает (Звук Х).
- Дайте характеристику звуку Х (Согласный, глухой, твердый).
2. Составление предложений.
- Вы заметили связь между разбираемыми словами?
(Гусь, рога, грач. Крылатый, козлиные, крикливый. Ходит, сохнут, хлюпает.)
- Из этих слов можно составить предложения.
Крылатый гусь ходит. Козлиные рога сохнут. Крикливый грач хлюпает.
- Из каких слов состоит предложение?
Слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.
- Как мы эти слова подчеркиваем?
Одной прямой линией, двумя прямыми линиями, волнистой чертой.
3. Составление синквейнов.
Логопед пишет на доске, а дети диктуют.
Гусь
Крылатый, белый
Ходит, гогочет, щиплется
III. Физ. Минутка. (Синквейн).
Дети
Здоровые, бодрые,
Шагают, прыгают, крутятся.
Спортсмены.
Дети выполняют упражнения и проговаривают слова.
IV. Знакомство со словами-родственниками.
Дети слушают рассказ. Логопед по ходу сказки вывешивает на доску картинки с изображением мужчины и женщины и рисует дорожки.
Жили-были мужчина и женщина. Они поженились. У них родились дети. Их дети выросли, обзавелись семьями и у них родились дети. У этих детей тоже вскоре появились дети.
- Что получилось на доске? (Дерево).
- Правильно. Это генеалогическое дерево. У каждой семьи есть такое. А все люди друг другу являются кем? (Родственниками).
- Верно. У основания дерева что нарисовано? (Корни).
У слов тоже есть корни и существуют слова – родственники. Люди – родственники это те у кого общие корни и они чем – то похожи. Слова – родственники это те у которых есть общие корни и которые похожи по смыслу.
Возьмем слово ход. И из него вырастим дерево. (Логопед показывает готовую картинку с деревом, где в корнях слово ход, а на ветвях: отходил, ходила, приход, уходил, заходила).
Устно составляются предложения с каждым словом, для уточнения смысла.
Теперь вы рисуете в тетрадях деревья, в корнях пишите слово сох, а в ветвях родственные слова.
Устно составляются предложения с каждым словом, для уточнения смысла.
1.Итог занятия.
Чем мы занимались на занятии?
Что узнали нового?
Что такое слова-родственники?
Что такое корень в словах?
Вывод. Рефлексия.
Вам понравилось занятие?
А как вы работали на занятии?
Оцените свою работу (Дети вывешивают смайлики с соответствующим выражением на доску: грустное, нейтральное, веселое).
Якина Елена Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «СОШ №23″ Курского района Курской области