Тема: Постановка звука [ш]
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш], постановка звука [ш].
Задачи:
- научить ребёнка удерживать кончик за верхними зубами, выполнять артикуляционные упражнения для звука [ш].
- формировать длительную направленную воздушную струю.
- упражнять в различении слов, близких по звучанию.
- учить определять наличие звука [ш] на слух в ряду слов и звуков.
Оборудование: книга «Три поросёнка», предметные картинки с изображением (еды, соломы, доски, кубики), вата, ложка, зеркало.
I. Организационный момент:
- Доброе утро! Садись перед зеркалом поудобней, сегодня на занятии буде рассказывать сказку( достается книга «три поросёнка»).
- Ты узнала эту сказку? Как она называется?
II. Основная часть:
Жили-были три поросёнка, три братца: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах и играли в футбол. Давай покажем, как они играли в футбол ( дуем на ватный шарик).
Наф-Наф был большой сластёна. Он мог съесть за раз целых три порции мороженного (упражнение «чашечка», если не получается, ставим с помощью ложки), а затем их запить соком из трубочки (упражнение трубочка).
Но вот миновало тёплое лето и наступила холодная осень. Продул ветер (дуем, объясняем артикуляционный уклад звука [ш]).
И поросята решили построить себе домики. Ниф-ниф нашёл охапку соломы и выстроил домик из неё. Нуф-нуф построил деревянный домик. А Наф- наф выложил домик из кирпича и выкрасил его (упражнение маляр) (показываем ребенку картинки с соломой, досками и кубиками – кирпичами).
Пальчиковая гимнастика (строим дот из кубиков и тонких палочек).
- Затем пришёл волк и решил полакомиться поросятами. Дует на первый домик, зашатался и развалился (дуем, произнося звук [ш]).
Затем волк решил сдуть второй домик (дуем, произнося звук [ш]). Домик не выдержал и развалился.
Братья поросята побежали к Наф–нафу, а волк устремился за ними.
Поросята очень и испугались, прижались к двери и стали слушать. На улице осень, листья опали с деревьев и они шуршат. Послушай как шагает волк по осенней листве. ([ш]- [ш]- [ш] — [ш]- [ш]) отрывисто.
Ребёнок повторяет сам, если не получается, повторяем артикуляционный уклад и используем логопедический зонд.
Давай предупредим поросят о приближении волка. Услышишь звук [ш], хлопай в ладоши: Ш, Т, З, Б, Д, Ш, М, Н, Ш.
Волк дошёл и до третьего домика, начал дуть (дуем, произнося звук [ш]), дул, дул, дул. Но домик поросят устоял, а злой волк ушёл голодный домой, думая, чтоб ему такое съесть.
- Покажи, что хочет съесть волк. Волк любит есть блюда, в которых есть звук [ш] (выкладываем картинки: шашлык, суп, кисель, шкварки, груши , кашу, курицу, торт).
III. Итог занятия:
- Давай вспомним, как волк подходил к домику поросят?
([ш]- [ш]- [ш] — [ш]- [ш]) отрывисто.
- А как волк дул на домик?
([ш]) непрерывно.
- Какой звук ты учился произносить на занятии? Произнеси его ([ш]).
- Какой звук ты определял на слух? Произнеси ([ш]).
- Вот и сказки конец, а кто слушал — молодец, а кто рассказывать помогал — тот умница.
Осадчик Евгения Викторовна,
учитель–логопед в детском саду,
город Ачинск