Тема занятия: Деление слов на слоги.
Цели:
- закрепление навыка правильного деления слов на слоги на слух;
- упражнение в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей;
- совершенствование словарного запаса по теме «Животные»:
- развитие чувства ритма, фонематических представлений;
- воспитание интереса к занятию, безопасного поведения на детской площадке (во дворе).
Оборудование:
- карточки с лишней буквой;
- таблица гласных;
- пособие «Федя» — артикуляция гласных;
- наборы для анализа слов;
- пособие «Дворец»;
- предметные картинки- животные;
- картинки и «монеты» — схемы слов к игре «Магазин»;
- игра — лото «Основы безопасности»;
- плакат настроений.
Ход логопедического занятия.
1. Организационный момент.
– Сядет первым тот, кто назовет лишнюю букву на карточке (среди гласных одна согласная или наоборот).
2. Повторение.
- Ребята, что вы знаете о звуках? (Звуки слышим и произносим.)
- Какими бывают звуки?
- Назовите гласные.
- Какой звук произносит Федя? (Учащиеся определяют по артикуляции гласные и произносят).
3. Основная часть занятия.
- Сегодня мы будем определять количество слогов в словах, а помогать нам будут гласные.
1) Игра «Слово или слог?»
- Угадайте, что буду называть: слово или слог? Если услышите слово, то поднимите длинную полоску, а если услышите слог, то — короткую.
Палка, ко, лак, са, сани, утка, глаза, вил, вилка, пар.
2). Игра «Засели дворец».
- Сейчас мы будем заселять животных. На первом этаже будут жить животные, в названии которых 1 слог, на втором этаже – в названии 2 слога, на третьем — в названии 3 слога. /Учащиеся по очереди выходят к доске, выбирают картинку, определяют количество слогов хлопками/.
Мышка, лось, лягушка, собака, лиса, корова, волк, кот.
3) Физкультминутка с мячом «Кто у кого».
- У коровы — …(теленок, телята).
-У лягушки — …(лягушонок, лягушата).
- У волка — … и т.д.
4) Работа в тетрадях.
- Определить количество гласных в слове, начертить схему, подписать гласные буквы.
- Какое правило о гласных вы знаете? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Учащиеся по очереди выходят к доске.
Куры, курица, ток, мыла, горы, лимоны, вата.
5) Пальчиковая гимнастика.
- Наши пальчики устали, сейчас немного отдохнут.
Здравствуй, солнце золотое! /постукивают большими пальцами/
Здравствуй, небо голубое! /указательными пальцами/
Здравствуй, вольный ветерок! /средними пальцами/
Здравствуй, маленький дубок! /безымянными пальцами/
Мы живем в одном краю – /мизинцами/
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)
6) Игра «Магазин».
- А теперь мы представим, что пришли в магазин. У каждого из вас несколько «монет», на которых изображены схемы слов. Вы можете купить только то, что подходит к вашей схеме.
Учащиеся объясняет: «4 слога – ку-ку-ру-за. Я куплю кукурузу».
7) Беседа о безопасном поведении на детской площадке (лото для детей и родителей).
Рассматривание картинки, изображающей безопасную ситуацию.
- Ребята, кого видите на картинке?
- Что делают герои?
Затем дети выходят к доске, выбирают маленькие картинки с опасной ситуацией и объясняют, что происходит с героями, почему их поведение может быть опасным, как надо поступать в подобных случаях.
4. Итог занятия логопедического занятия.
- Что учились делать на занятии?
- Какие задания понравились, а какие не понравились?
- Покажи свое настроение на плакате.
Список использованной литературы:
1. Лото для детей и родителей. Основы безопасности /под редакцией к.п.н. Писаренко Н.В./ ООО «ДЦР» Умка».
2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
Кочепасова Галина Владимировна, учитель-логопед,
МБОУ СОШ № 3, город Рассказово, Тамбовская область