Открытое логопедическое занятие
в подготовительной группе
Звук [Р], «Путешествие на сказочный остров»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
- продолжать обучать навыкам звукобуквенного анализа и синтеза;
- учить координировать речь с движениями;
- закрепить знания у детей о весне;
- закрепить умения определять позицию звука [Р] в словах.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
1. Организационный момент.
Я рада Вас видеть! Поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу. А теперь закройте глаза и представьте, что мы находимся на берегу океана (запись «Звуки природы»).
Мы сидим на песке, волны набегают на берег хотят с нами поговорить… они шепчут имя каждого из нас… Сидите тихо и постарайтесь в шуме волн услышать своё имя… (Дети выполняют задание) Открывают глаза.
На одном чудесном острове живёт весёлый и озорной попугай, а зовут его Говорун.
- Как вы думаете, почему его так зовут? (ответы детей).
Зовут его так потому, что говорит он очень выразительно, каждый звук произносит чётко, каждое слово — понятно. Он с радостью помогает друзьям, научится говорить красиво и выразительно.
Чтобы познакомится с ним, мы отправимся в плавание на волшебном корабле.
Но прежде чем отправится в путешествие, позаботимся о своём здоровье, а поможет нам волшебная музыка.
2. Забота о своём здоровье (артикуляционная гимнастика, массаж лица)
- К плаванью, готовы, набираем воздух в рот и подуем на корабль. (Музыка «Морской прибой»)
3. Знакомство с новым материалом
Вот мы и на острове.
- На что похож остров? (на рот человека)
- Для чего нужен рот?
- Что помогает человеку говорить?
- Ребята, кого мы видим на острове? (игрушка попугай)
- Добрый день, ребята!
Будем с вами мы дружить
Звуки правильно произносить,
Слова чётко говорить!
Согласны вы со мной друзья? (Да)
-Тогда в путь!
- А вот куда?
- Говорун предлагает погулять по его острову и поиграть со сложным звуком [Р]!
4. Артикуляция звука [Р] (схемы)
- Ребята, а мы ведь знаем этот звук, расскажем про него. (Дети выкладывают схемы этого звука)
5. Игра «Звуковое дерево»
В саду у Говоруна растет дерево, да не простое, а звуковое на нем яблочки растут со звуком [Р]. Звук [Р], выделяй и где звук [Р] называй! (Дети подходят с каждым яблочком и прикрепляют на яблоню, определяя позицию звука в слове)
6.Физминутка.
В реке на острове живут крокодилы, споем песенку про них и отдохнем! (Логоритмическая распевка Овчинниковой)
7. Игра «Расшифруй слово».
У Говоруна есть друг Дракоша, от него задание на смекалку, расшифруйте задание в конвертах и назовите слово.
8. Игра «Солнышко»
Ребята, а я вижу полянку вдали, а там что-то блестит, подойдем тихонечко посмотрим?
- А чего не хватает у солнышка? (улыбки)
- Ребята, а какое сейчас время года весна, а весной какое солнышко становится (теплое, яркое…) А погода, стоит какая? …. Уточняем приметы весны, чем занимаются люди весной.
Расскажем, стихотворение про весну нашему Говоруну (стихотворение с движением).
Тепло весеннее пришло.
Всё ожило и расцвело.
Но только утром рано
Морозить что-то стало.
Покрыта инеем трава
Седою она стала.
Внутри как прежде зелена,
Но от зимы устала.
Вот солнце яркое взошло и травке стало вновь тепло.
Чтобы к солнышку вернулась улыбка, сделаем задание (объясняем задание).
Каждый из вас сядет рядышком с лучиком и составит звуковую схему слова, которое у вас на картинке.
- Молодцы ребята!
9. Итог занятия.
Говорун, очень рад, что Вы, оказывается, знаете звук [Р] и умеете выполнять все задания.
- А сейчас нам пора возвращается в детский сад.
Садимся в корабль, закрываем глазки.
- Вот мы и в детском саду.
Вам понравилось наше путешествие?
- Что интересного Вы увидели?
- Ой, посмотрите, что нам оставил Говорун, посмотрим? (Дети подходят, открывают коробочку, а там наклейки).
Липлянская Л. Н. учитель логопед
МДБОУ № 10 «Огонёк» г.Топки