Формирование целостной картины мира, изобразительная деятельность.
Подготовительная к школе группа (дети с тяжелыми нарушениями речи).
Конспект НОД включает в себя следующие базовые понятия: Родина, страна, Россия, страны мира, планета, дети, люди разных национальностей, дружба народов мира, любовь к Родине, гордость за свою страну.
Конспект НОД имеет практическое назначение, дети могут посмотреть и показать положение России на карте мира и глобусе, а также нарисовать символически планету в виде ладошки, а пальчики на ладошке символизируют разные страны, лица детей на пальчиках — различные национальности людей. Тем самым у детей формируется представление о своей родной стране России и о сплоченности всего мира, о том, что все люди мира живут на одном “круглом” земном шаре.
Программное содержание:
Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
Образовательные задачи: Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни. Продолжать учить использовать при выполнении работы нетрадиционную технику рисования (ладошкой). Упражнять в слоговом анализе слов.
Развивающие задачи: Развивать память, творческое воображение, логическое мышление, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.
Материал: карта мира, глобус, российский флаг, герб, иллюстрации из серии «Широка страна моя родная», куклы в национальных костюмах, магнитофон, аудиозапись мелодии «У моей России», листы бумаги, гуашь, цветные карандаши.
Ход:
1. Вводная часть.
- Глобус — это макет нашей планеты Земля. Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая, “ душевная”, родная и любимая, как мама.
- Есть на карте мира и другие страны, назовите их. (Италия, Франция, Украина и др.). А сейчас поиграем в игру* «Кто, где живет?» (с мячом).
- Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.
Россия – россияне;
Америка — …
Япония — …
Китай — …
Англия — …
Франция — …
Италия — …
Индия — ….
2. Основная часть.
- Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да).
Давайте нарисуем символ дружбы народов разных стран. Проходите за столы (показ образца). Ладошка соединяет все пальчики вместе. Ладошка – это наша планета Земля, а пальчики — разные народы. Все мы живем на одной планете! На пальчиках нарисуем лица детей разных национальностей. Как мы будем их изображать? Какое лицо нарисуем у русского человечка? У японца и китайца?
(Дети: У русского человека нарисуем светлые волосы, большие голубые глаза. У негра — темный цвет кожи, вьющиеся волосы. У японца и китайца узкие глаза, темный цвет глаз и волос. У жителя Севера — раскосые глаза и меховой головной убор…).
- Рисовать будем ладошкой. Надо опустить ладонь в краску и прижать к листу бумаги. Будем использовать голубой и зеленый цвет. Что обозначают эти цвета на глобусе? (Дети рисуют.).
- Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей). Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры.
- И мы с вами поиграем в игру* «Сосчитай, сколько слогов в слове».
(Совершенствование навыка слогового анализа слов).
Планета, мир, земля, дружба, страна, дети, Родина, радость, забота, смех.
- Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей).
Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом.
Пальчиковая гимнастика. (Упражнение на координацию речи с движением).
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как травы с лугом.
Как ветер с полем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
(Все дети соединяют ладони вместе, изображая солнце).
-Засияло солнце, а помогли нам в этом ладошки. И мы готовы дальше рисовать. На пальчиках нарисуем детей разных национальностей.
(Анализ детских работ. Несколько детей рассказывают о том, что нарисовали).
- Посмотрите, какая огромная планета и сколько на ней красивых, веселых детей из разных стран. Давайте подарим в каждую группу детского сада по такому символу, который будет означать дружбу народов разных стран.
3. Заключительная часть.
- Мы надеемся, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету! (Ребенок читает стихотворение.)
«Наша планета».
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
- Каждый гражданин должен гордиться своей Великой страной. И мы гордимся тобой — Россия!
Исполнение песни «Моя Россия» (Солистка одета в русский народный сарафан, подпевают все дети.)
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
Подготовили:
воспитатель Кошкина Марина Алексеевна;
учитель-логопед Чункевич Наталья Викторовна.