Конспект НОД: Звуки [Г] и [Г’]

Конспект непосредственной образовательной деятельности взрослого с детьми старшей логопедической группы по теме: «Звуки [Г] и [Г’]» интеграции образовательных областей «Физкультура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».

Цели и задачи:

Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

• учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
• учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
• упражнять в звуковом анализе слов;
• упражнять в подборе слов-антонимов;
• упражнять в употреблении глагола «мочь»;
• уточнить глагольный словарь;
развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно – развивающие:

• развивать внимание;
• развивать память;
развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно – воспитательные:

• сплочение группы;
• развивать чувство эмпатии;
• отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.

Оборудование:

• сигнальные фонарики;
• цветные карандаши;
• интерактивная доска;
• раздаточный материал;
• зеркала;
• ноутбук;
• презентация;
• ветродуйчики.

Ход НОД

1. Вводная часть.

Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Назовите звуки в словах по порядку.

(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)

Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)

«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)

Дыхательная гимнастика. (С использованием ветродуйчиков.)

2. Основная часть.

Знакомство со звуками [г], [г’]

Загадка.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.) (слайд 10)

Как зовут детеныша гуся? (Гусёнок.)

- Посмотрите на гуся и гусенка. (слайд 11)

- Гусь гогочет: га-га-га! Послушайте и повторите: га. Назовите первый звук.(Гусь гогочет: га-га-га. Первый звук-[г])

(Аналогичная работа со звуком -[г'])

- А гусенок гогочет: гя-гя-гя.

- Как гогочет гусенок? (Гусёнок гогочет: гя-гя-гя. Первый звук-[г'])

Анализ артикуляции звуков [г],[г’].

- Произнесите звук [г], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [г].

(Губы в улыбке. Зубы обнажены, разомкнуты. Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки языка упирается в мягкое нёбо. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и мягким нёбом. Голосок звенит.)

- Произнесите звук [г’].

- Расскажите о том, как вы его произносите. (При произношении звука [г’] кончик языка упирается в нижние зубы.)

Характеристика звуков [г], [г’].

- Расскажите, какие это звуки? (Звуки [г] и [г’] согласные. Звук [г] – твёрдый, звонкий, а звук[г’] — мягкий, звонкий.)

Гусь две лапки вверх поднял,
Нам две фишки показал. (слайд 12)

- Какая фишка обозначает звук [г]? Почему? ( Звук [г]обозначает синяя фишка, т. к. – звук согласный, твёрдый)

- А какой — звук [г’]? Почему? ( Звук [г’] обозначает зелёная фишка, т.к. – звук согласный, мягкий.)

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в произношении звуков [г], [г’].

Гусь стоит и все гогочет: г-г-г.
А гусенок подпевает: гь-гь-гь.

(Дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки.) (слайд 13)

Упражнение на дифференциацию звуков [г] — [г’].

Игра «Зажги фонарик».

Гуси громко гоготали,
Свои звуки называли.
Звуки их определи и фонарик подними.

(Логопед называет слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, гном, луга. Дети поднимают синие или зеленые фонарики для обозначения звуков [г], [г’].)

Упражнения на звуковой анализ и синтез.

Игра «Отгадай слово».

- Гусь отправляется в путешествие по сказкам. Вы любите путешествовать? (Да)

- Тогда вперёд!

- А помогать нам будет друг гуся, сказочный герой. Отгадаем его имя.. (Дети называют звуки, заполняют схему символами звуков и называют имя героя — Ганс.) (слайд 14 )

- первый звук — это второй звук из слова огонь;
- второй звук — это ударный гласный из слова гитара;
- третий звук — это согласный, дважды произносимый в слове банан;
- четвертый звук — это парный согласный первому звуку в слове зонт.

Игра «Найди и сосчитай ». (Выделение звуков [г], [г’] из состава слова.) (слайд 16)

(Дети рассматривают картинку «Ганс собирается в дорогу», называют слова со звуками [г], [г’] и определяют количество слогов в слове, отхлопывают их.)

Создание проблемной ситуации.

Гансу Гном принес подарки -
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.

- За это Гном превратил Ганса в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдешь через все испытания, станешь опять большим». (слайд 17)

- Ребята, поможем Гансу, спасём его? (Поможем.)

Физкультминутка (выполнение движений по тексту.)

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Вот я какой:
Маленький-большой! (З раза приседают и потягиваются).

Развитие лексико–грамматического строя речи.

Игра «Наоборот» (парная работа).

Вот Вам задание на первое испытание: (слайд 18)

Скажи слова наоборот:
В них звук [г] поставь вперед:
тихий — громкий сытый — …
чистый — … редкий — …
веселый — … мелкий — …
умный — … шершавый — …

Упражнение в употреблении глагола мочь.

Второе испытание — новое задание: (слайд 19)

Слово могу измени,
В предложении его скажи. (слайд 20)

- Что может делать Гриша? (Играть на гитаре.)

- А вы можете играть на гитаре? (Мы можем играть на гитаре)

Игра «Закончи предложение».

- Измени слова, закончи предложение.

Я тоже могу… .Ты … .Он … . Мы… . Вы… . Они … Она….

(Дети изменяют глагол мочь по лицам. Логопед обращает внимание на чередование звуков [г], [ж]).

Работа над глагольным словарем.

(слайд 21.) На картинки посмотри,
Звук [г] к словам-действиям подбери.

(Гудит, гонит, горит, гогочет, грызет.) (Дети отвечают полным предложением.)

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

(слайд 22) — Дети, смотрите, что случилось с гусем… его гном заколдовал. Расколдовав его, мы спасём Ганса, и он снова станет большим. Чтобы у нас это получилось хорошо и быстро, нам необходимо подготовить пальчики. Повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика.

«Гуси серые летели (махи кистями рук),
На лужайку тихо сели (все пальчики дотрагиваются стола).
Походили (имитация ходьбы указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони), поклевали, (каждым пальчиком дотронуться до большого, одновременно двумя руками)
Потом быстро убежали (имитация бега указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони).»

Упражнение «Обведи по точкам».

(Дети обводят чёрным карандашом изображение гуся по точкам. Индивидуальная работа.)

- Молодцы, вы справились с самым сложным заданием.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой.
Он не маленький — большой!
Гуся гном расколдовал,
Гусь цветным, красивым стал!
(слайд 23)

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Логопед спрашивает каждого ребёнка, что он делал сегодня на занятии.

- С какими звуками познакомились? Дать им характеристику.

- Что было самым трудным?

- Что больше всего запомнилось?

Рефлексия.

(Дети разукрашивают гуся. Если всё понравилось — разукрашивают гуся цветными карандашами. Если что-то не понравилось — на картинке будет присутствовать чёрный цвет. По окончании НОД определяем настроение детей. Проводится анализ рисунков, обсуждение.)

- Все работали замечательно! Особенно мне понравилось, как выполняли задания….. Активно сегодня работали…. Очень внимательными были.… Самые яркие рисунки получились у…

- Для тех, у кого настроение плохое – включаю музыку, чтобы поднять его. Остальным — для поддержания хорошего настроения. (Звучит детская песня: «От улыбки».)

- До свидания!

Презентация к занятию Звуки [Г] и [Г’]

Скачать презентацию к занятию Звуки [Г] и [Г’]

Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.