Конспект непосредственной образовательной деятельности взрослого с детьми старшей логопедической группы по теме: «Звуки [Г] и [Г’]» интеграции образовательных областей «Физкультура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».
Цели и задачи:
Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
• учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
• учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
• упражнять в звуковом анализе слов;
• упражнять в подборе слов-антонимов;
• упражнять в употреблении глагола «мочь»;
• уточнить глагольный словарь;
• развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно – развивающие:
• развивать внимание;
• развивать память;
• развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
• сплочение группы;
• развивать чувство эмпатии;
• отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.
Оборудование:
• сигнальные фонарики;
• цветные карандаши;
• интерактивная доска;
• раздаточный материал;
• зеркала;
• ноутбук;
• презентация;
• ветродуйчики.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Назовите звуки в словах по порядку.
(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)
Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)
«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)
Дыхательная гимнастика. (С использованием ветродуйчиков.)
2. Основная часть.
Знакомство со звуками [г], [г’]
Загадка.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.) (слайд 10)
Как зовут детеныша гуся? (Гусёнок.)
- Посмотрите на гуся и гусенка. (слайд 11)
- Гусь гогочет: га-га-га! Послушайте и повторите: га. Назовите первый звук.(Гусь гогочет: га-га-га. Первый звук-[г])
(Аналогичная работа со звуком -[г'])
- А гусенок гогочет: гя-гя-гя.
- Как гогочет гусенок? (Гусёнок гогочет: гя-гя-гя. Первый звук-[г'])
Анализ артикуляции звуков [г],[г’].
- Произнесите звук [г], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [г].
(Губы в улыбке. Зубы обнажены, разомкнуты. Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки языка упирается в мягкое нёбо. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и мягким нёбом. Голосок звенит.)
- Произнесите звук [г’].
- Расскажите о том, как вы его произносите. (При произношении звука [г’] кончик языка упирается в нижние зубы.)
Характеристика звуков [г], [г’].
- Расскажите, какие это звуки? (Звуки [г] и [г’] согласные. Звук [г] – твёрдый, звонкий, а звук[г’] — мягкий, звонкий.)
Гусь две лапки вверх поднял,
Нам две фишки показал. (слайд 12)
- Какая фишка обозначает звук [г]? Почему? ( Звук [г]обозначает синяя фишка, т. к. – звук согласный, твёрдый)
- А какой — звук [г’]? Почему? ( Звук [г’] обозначает зелёная фишка, т.к. – звук согласный, мягкий.)
Развитие мелкой моторики.
Упражнение в произношении звуков [г], [г’].
Гусь стоит и все гогочет: г-г-г.
А гусенок подпевает: гь-гь-гь.
(Дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки.) (слайд 13)
Упражнение на дифференциацию звуков [г] — [г’].
Игра «Зажги фонарик».
Гуси громко гоготали,
Свои звуки называли.
Звуки их определи и фонарик подними.
(Логопед называет слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, гном, луга. Дети поднимают синие или зеленые фонарики для обозначения звуков [г], [г’].)
Упражнения на звуковой анализ и синтез.
Игра «Отгадай слово».
- Гусь отправляется в путешествие по сказкам. Вы любите путешествовать? (Да)
- Тогда вперёд!
- А помогать нам будет друг гуся, сказочный герой. Отгадаем его имя.. (Дети называют звуки, заполняют схему символами звуков и называют имя героя — Ганс.) (слайд 14 )
- первый звук — это второй звук из слова огонь;
- второй звук — это ударный гласный из слова гитара;
- третий звук — это согласный, дважды произносимый в слове банан;
- четвертый звук — это парный согласный первому звуку в слове зонт.
Игра «Найди и сосчитай ». (Выделение звуков [г], [г’] из состава слова.) (слайд 16)
(Дети рассматривают картинку «Ганс собирается в дорогу», называют слова со звуками [г], [г’] и определяют количество слогов в слове, отхлопывают их.)
Создание проблемной ситуации.
Гансу Гном принес подарки -
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
- За это Гном превратил Ганса в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдешь через все испытания, станешь опять большим». (слайд 17)
- Ребята, поможем Гансу, спасём его? (Поможем.)
Физкультминутка (выполнение движений по тексту.)
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Вот я какой:
Маленький-большой! (З раза приседают и потягиваются).
Развитие лексико–грамматического строя речи.
Игра «Наоборот» (парная работа).
Вот Вам задание на первое испытание: (слайд 18)
Скажи слова наоборот:
В них звук [г] поставь вперед:
тихий — громкий сытый — …
чистый — … редкий — …
веселый — … мелкий — …
умный — … шершавый — …
Упражнение в употреблении глагола мочь.
Второе испытание — новое задание: (слайд 19)
Слово могу измени,
В предложении его скажи. (слайд 20)
- Что может делать Гриша? (Играть на гитаре.)
- А вы можете играть на гитаре? (Мы можем играть на гитаре)
Игра «Закончи предложение».
- Измени слова, закончи предложение.
Я тоже могу… .Ты … .Он … . Мы… . Вы… . Они … Она….
(Дети изменяют глагол мочь по лицам. Логопед обращает внимание на чередование звуков [г], [ж]).
Работа над глагольным словарем.
(слайд 21.) На картинки посмотри,
Звук [г] к словам-действиям подбери.
(Гудит, гонит, горит, гогочет, грызет.) (Дети отвечают полным предложением.)
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
(слайд 22) — Дети, смотрите, что случилось с гусем… его гном заколдовал. Расколдовав его, мы спасём Ганса, и он снова станет большим. Чтобы у нас это получилось хорошо и быстро, нам необходимо подготовить пальчики. Повторяйте за мной!
Пальчиковая гимнастика.
«Гуси серые летели (махи кистями рук),
На лужайку тихо сели (все пальчики дотрагиваются стола).
Походили (имитация ходьбы указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони), поклевали, (каждым пальчиком дотронуться до большого, одновременно двумя руками)
Потом быстро убежали (имитация бега указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони).»
Упражнение «Обведи по точкам».
(Дети обводят чёрным карандашом изображение гуся по точкам. Индивидуальная работа.)
- Молодцы, вы справились с самым сложным заданием.
Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой.
Он не маленький — большой!
Гуся гном расколдовал,
Гусь цветным, красивым стал!
(слайд 23)
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Логопед спрашивает каждого ребёнка, что он делал сегодня на занятии.
- С какими звуками познакомились? Дать им характеристику.
- Что было самым трудным?
- Что больше всего запомнилось?
Рефлексия.
(Дети разукрашивают гуся. Если всё понравилось — разукрашивают гуся цветными карандашами. Если что-то не понравилось — на картинке будет присутствовать чёрный цвет. По окончании НОД определяем настроение детей. Проводится анализ рисунков, обсуждение.)
- Все работали замечательно! Особенно мне понравилось, как выполняли задания….. Активно сегодня работали…. Очень внимательными были.… Самые яркие рисунки получились у…
- Для тех, у кого настроение плохое – включаю музыку, чтобы поднять его. Остальным — для поддержания хорошего настроения. (Звучит детская песня: «От улыбки».)
- До свидания!
Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново