Обучение рассказыванию (подготовительная группа ОНР).
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием «Кот-Растяпа».
Цель: Развитие связной монологической речи.
Задачи:
- Совершенствование умения объединять отдельные логические эпизоды в единое целое.
- Обогащение и активизация словаря.
- Уточнение значения предлогов «за», «из», образование прилагательных от глаголов.
- Развитие творческого воображения, придумывание завязки рассказа предложения о дальнейшем развитии событий.
Материал: серия сюжетных картинок автор Г.А. Каше.
Предварительная работа.
- Дети владеют понятием «слово», «предложение», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
- Умеют придумывать предложения по сюжетным картинкам и анализировать их: сколько слов? Какое первое? Второе? Третье?
- Умеют задавать вопросы друг другу по сюжетным картинкам.
- Умеют развернуто отвечать на вопросы.
- Умеют составлять рассказы по сериям сюжетных картинок с разверно-представленным действием.
План занятия:
1. Организационный момент: исключение лишнего (темы: «Дикие животные», «Домашние животные»).
2. Рассматривание 1-ой картинки (остальные 2-е закрыты)
- Кого вы видите на картинке? (Кота, мышонка)
- Какие они? (Кот большой, мышонок маленький. Они серого цвета)
- Когда мыши выходят из норки? (Ночью)
- Как вы думаете, почему наш мышонок вышел из норки днем?
- Как его заметил кот?
- Что делал кот, когда увидел мышонка?
- Что сделал кот, когда заметил добычу?
- А мышонок?
- Покажите как он испугался.
Работа над рядом слов-синонимов: побежал быстро — погнался, помчался, полетел, рванул.
- Как вы думаете, что было дальше? (дети строят предположения, замечают старый рваный ботинок)
3. Открываю вторую картинку
- Куда делся мышонок?
- Он забежал в ботинок быстро (работа над рядом синонимов — юркнул, шмыгнул)
- Расскажите, как кот пытался достать мышонка.
- Покажите, как дрожал мышонок? Как радовался кот?
- Как вы думаете, что было дальше?
4. Открываю третью картинку.
Лексика: выбежал, выскочил, ускользнул.
- Догадался — догадливый.
- Сообразил — сообразительный.
- Схитрил — хитрый.
- Нашел выход из трудной ситуации — находчивый.
- Кот не догадался — недогадливый, несообразительный, растяпа.
5. Рассказывание по вопросам логопеда.
Один ребенок — один логический рассказ.
6. Объединение эпизодов рассказа в одно целое — один ребенок.
- О чем будешь говорить сначала?
- О чем потом?
7. Оценка рассказа детьми.
8. Итоги занятия.
Примерный рассказ.
Один непослушный мышонок вышел из норки днем. Он хотел поискать себе корочку сыра. На крыльце спал большой серый кот. Он заметил мышонка и погнался за ним. Хорошо, что мышонок заметил старый рваный ботинок. Он юркнул туда. Сначала кот пытался достать мышонка лапой, но у него ничего не получилось. Потом он засунул туда и мордочку. Этого и надо было мышонку. Он выскочил из ботинку через дырку и бежал к себе в норку. Там он радовался своему спасению и смеялся над котом-растяпой.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г. Санкт-Петербург