Темы:
Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.
Лексическая: Зима.
Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.
Цели:
1. Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
2. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
3. Развивать слуховую память и слуховое восприятие;
4. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь;
5. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;
6. Расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».
Оборудование: картинки, дидактический материал.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сядет тот кто назовет:
- последний месяц осени,
- первый месяц зимы,
- второй месяц зимы,
- последний месяц зимы,
- какое время года наступит после зимы,
- первый месяц весны,
- сколько месяцев длится зима.
II. Проверка домашнего задания.
Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.
Загадки:
• Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)
• Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
• Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)
• Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)
• У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)
III. Выделение мягких согласных из слов отгадок. Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.
- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) Назовите последний звук в слове (ТЬ) А как мы напишем слово? (Медведь) Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий).
- Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)
- Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)
- Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5) Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?
- Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю)
Запись слова.
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.
V. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.
1. Развитие фонематического синтеза. Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок:
Листья (ЛЬ)
Дерево (ДЬ)
Индюк (И)
Ножницы (Н)
Ананас (А)
Это слово: ЛЬДИНА
2. Развитие фонематического анализа
а) Отгадывание слова.
- Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.
Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)
б) Работа с цифровым рядом.
У каждого ученика Цифровой ряд.
Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему?
Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.
в) Развитие позиционного анализа.
На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь.
Логопед предлагает назвать картинки:
- Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).
- Какой согласный звук в конце слова?(ЛЬ).
- Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).
- Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ).
- Какую букву вы напишите перед Я? (Ь ) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).
- Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.
- Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?
- Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?
VI. Работа со словосочетаниями.
- О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени) А какому времени года уступает она свои права? (Весне)
- Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)
- В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему ? (Р-твердый звук)
- В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему?
Запись родственных слов: ДЕКБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.
VII. Работа с текстом.
- Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение.
На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы.
Снег да снежные узоры,
В поле в (5-2), разговоры,
В п (4-4) часов уж т (4-2).
Д (4-4) — к(6-4), снежки, салазки:
Вот она зима.
Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ)
Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.
VII. Подведение итогов занятия.
Сорокатая Олеся Фёдоровна,
учитель – логопед
СОШ № 13 г. Нерюнгри РС (Якутия)