Конспект предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).
Конспект занятия на тему: Перенос. Закрепление.
Цель: Совершенствовать представления учащихся о правилах переноса.
Задачи:
1. Дидактические:
- Упражнять детей в слоговом анализе и синтезе слов.
- Совершенствовать умения детей правильно осуществлять перенос слов.
- Совершенствовать умения определять ударный звук в слове.
2. Коррекционные:
- Совершенствовать операции анализа и синтеза.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать логическое мышление.
3. Воспитательные:
- Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: картинка – елка в тележке; листок с напечатанным словом – репенос; правила переноса слов; индивидуальные карточки.
Ход занятия:
Оргмомент.
- Первым сядет тот, кто назовет 1) сколько месяцев в году; 2) какой день недели будет послезавтра; 3) кто сидит за левой стороной парты, за правой стороной парты.
Упражнения на координацию движений.
-Сейчас давайте выполним упражнение «кулак-ребро-ладонь».
2. Развитие операции анализа.
Детям раздаются листочки с картинкой.
- Что изображено на этой картинке? (Елочка в тележке.)
- Из каких геометрических фигур состоит эта картинка? (треугольники, круги, прямоугольники)
- Что такое вы назвали? (Части)
- А что больше часть или целое? (Целое)
- Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.
3.Повторить заданный ритм.
- Повторите за мной так как я, по очереди. Начинает Миша. _/, _/_, _ _/, _ _/_, /_ _.
II. Основная часть.
1. Определение темы занятия.
1. Определение темы занятия.
- Сейчас мы с вами определим, чем же мы сегодня будем заниматься. Посмотрите на доску, здесь написано слово, нам его надо расшифровать. Что перепутано в этом слове? (Слоги)
РЕПЕНОС
- Что нужно сделать, чтобы расшифровать это слово? (Слоги переставить местами).
- Какое слово получится? (Перенос).
- Ну, теперь, я думаю, вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься? (Делить слова для переноса)
- А как переносятся слова? (По слогам).
2. Деление слов на слоги. Развитие слухового восприятия, внимания.
- Сейчас мы проверим как вы умеете делить слова на слоги.
- Открываем тетради, записываем число.
- Давайте поиграем в игру «Молчанка». Я буду называть слова, вы должны зарисовать квадрат, если в слове 1 слог, треугольник – если в слове 2 слога, круг – если в слове 3 слога. Фигуры рисуем в строчку.
Слова: стул, деревья, корзина, звонкие, труба, ухо, ежики, дым, соль, умный.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Один читает, другие проверяют. Если неправильно зарисовали, подчеркиваете красной ручкой.
Если есть ошибки, слова разбираются.
- Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков, столько и слогов).
- Сколько в слове стул гласных звуков? (один) Какой? (у) Значит и слогов… ? (один).
3. Деление слов для переноса, постановка ударения.
- Для чего мы должны уметь делить слова на слоги?
- Слова на слоги мы поделили, теперь проверим, как вы умеете делить слова для переноса.
- Прежде, чем делить слова на слоги, давайте вспомним правила переноса слов.
- Слово переносится по слогам.
- Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
- Одну букву нельзя оставлять и переносить.
- Ь, ъ нельзя переносить отдельно на следующую строку.
- Слова с двойной согласной – одну букву оставляем, другую переносим.)
Правила вывешиваются на доску.
- Сначала нужно отгадать загадку. Отгадку записать, разделить для переноса и поставить ударение. Слушаем внимательно, кто отгадает, выходит к доске.
1. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
2. Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают, тут и гниют. (Листья)
3. Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (Иголка)
4. Огородник тот с длинным носом живет. Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)
5. Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)
4. Закрепление навыка деления слов на слоги.
- Ученики из другого класса выполняли деление слов для переноса. Проверьте, пожалуйста, их работы, если есть ошибки исправьте.
Детям раздаются карточки для индивидуальной работы.
1 карточка: Ра-я, по-яс, якорь, ям-ка, ут-юг, расс-тояние.
2 карточка: Синя-я, за-яц, ут-очка, узе-нькая, яр-марка, стоя-ли.
3 карточка: Весела-я, по-ёт, класс-ная, ям-очка, страшное, у-тюг.
4 карточка: А-ня, зреет, стро-гие, юб-очка, яб-локо, холоди-льник.
- Кто выполнил, положите, пожалуйста, карточки на край стола.
5. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.
6. Составление слов из слогов.
- Отгадайте зашифрованное слово и запишите его в тетрадь, поставьте ударение.
На доске записаны слова:
1) лукошко
помарка (кошмар)
- Из первого слова выделите второй слог. Из второго слова выделите второй слог. Запишите получившееся слово.
2) Будильник – первый слог.
Терновник – первый слог (бутерброд)
Бродвей – первый слог
3) Поземка – второй слог
Поляна – второй слог (земляника)
Голенище – третий слог
Карамель – первый слог.
7. Деление слов для переноса в предложении.
- Каждому раздаю карточку с двумя словами. Вы должны составить два предложения с первым словом и со вторым. Записать их в тетрадь. Заданные слова разделить для переноса.
Задания раздаются по степени сложности.
1 карточка: уточка, холодильник.
2 карточка: Анечка, сильный.
3 карточка: утюг, узенькая.
4 карточка: яма, физкультура.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что вам было трудно выполнять?
- Много ли допускали ошибок?
- Какие задания понравились?
2. Рефлексия.
- Зарисуйте кружок. Выберите ручку зеленого цвета, если у вас все получалось, ошибок не допускали; красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибок допускали мало; черного цвета – если вам было что-то непонятно и вам нужна помощь.
3. Прощание.
- Занятие закончено. Спасибо! До свидания!
Куклева Ирина Михайловна,
учитель-логопед,
МБОУ Воротынская СОШ,
р.п. Воротынец Нижегородской области