Тема занятия: «Приключения Колобка»
Задачи:
- расширение, уточнение и активизация словаря по темам «сказка Колобок», «дикие и домашние животные»;
- формирование навыков словообразования и словоизменения;
- развитие связной речи;
- развитие общих речевых навыков;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внмания.
Оборудование: игра-презентация, созданная с помощью программы power point «Приключения Ко-лобка»; магнитофон; карточки с наложенными изображениями животных; цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (СЛАЙД №2)
Логопед: Отгадайте, кто пришёл к нам в гости:
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …
Дети: Колобок!
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку вместе с Колобком.
3. Релаксация «Путешествие в сказку»
Логопед: Давайте, мы приляжем на наш волшебный зелёный коврик и под музыку перенесёмся в сказку.
Дети ложатся на коврик, звучит спокойная музыка, под слова логопеда дети выполняют упражнения.
Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.
Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.
И послушный наш язык быть расслабленным привык….
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре!
В сказку с вами мы прибыли!
4. Дидактическая игра «Бабушка и дедушка» (СЛАЙД №3)
Логопед: Ребята, давайте вспомним, с чего начинается сказка «Колобок»?
Дети рассказывают начало сказки «Колобок».
Логопед: Ребята, я уверена, что вы очень любите своих бабушек и дедушек. Как вы их ласково называе-те?
Дети: Бабуля, бабулечка, деда, дедулька, дедульчик и т.д.
5.Дидактическая игра «Заяц»» (СЛАЙДЫ №4-6)
Логопед: Ребята, кого же Колобок встретил первым?
Дети: Первым Колобок встретил зайца.
Логопед: Какой заяц?
Дети: Серый, маленький, трусливый, косой…
Логопед: А как называются детёныши зайца и где он живёт?
Дети: У зайца зайчата. У зайца нет дома, он живёт под кустом.
6. Дидактическая игра «Волк» (СЛАЙДЫ№7-9)
Логопед: Ребята, кого Колобок встретил вторым?
Дети: Вторым Колобок встретил волка.
Логопед: Какой волк?
Дети: Злой, голодный, серый…
Логопед: А как называются детёныши волка и где он живёт?
Дети: У волка волчата. Живёт волк в логове.
7. Дидактическая игра «Медведь» (СЛАЙДЫ №10-12)
Логопед: Ребята, кого Колобок встретил третьим?
Дети: Третьим Колобок встретил медведя.
Логопед: Какой медведь?
Дети: Бурый, большой, мохнатый, косолапый…
Логопед: А как называются детёныши медведя и где он живёт?
Дети: У медведя медвежата. Живёт медведь в берлоге.
8. Дилактическая игра «Лиса» (СЛАЙДЫ №13-15)
Логопед: Ребята, кого Колобок встретил последним?
Дети: Последней Колобок встретил лису.
Логопед: Какая лиса?
Дети: Рыжая, хитрая, красивая…
Логопед: А как называются детёныши лисы и где она живёт?
Дети: У лисы лисята. Живёт лиса в норе.
9. Координация речи с движением «Колобок»
Логопед: Ребята, давайте вспомним песенку колобка.
Я по коробу скребен, (дети выполняют соответствующие движения)
По сусеку метен,
На сметане мешен,
Да в масле пряжен,
На окошке стужен;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел, (дети поворачиваются к соседу и разводят руки в стороны)
Я от волка ушел,
Я от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду! (дети убегают на свои места)
10. Дидактическая игра «Колобок» (СЛАЙД №16)
Логопед: Наша сказка хорошо закончилась, все «колобки» убежали. А вот в сказке лиса съела Колобка. Почему она его съела? Какой колобок?
Дети: Глупый, непослушный, любопытный, румяный, круглый…
Логопед: Как вы думаете, кто виноват в том, что произошло с Колобком? Можно быть непослушным и таким доверчивым?
Дети:…
Логопед: Давайте, ещё раз повторим, кого же Колобок встретил в лесу?
На экране по очереди появляются герои сказки.
11. Д/и «Кто лишний?»
Детям раздаются карточки с наложенными изображением животных.
Логопед: Ребята, кого вы увидели на своих карточках?
Дети: Медведя, корову, зайца, лису, волка.
Логопед: Как вы думаете, здесь есть кто-нибудь лишний?
Дети: Лишняя корова, потому что она не герой сказки «Колобок».
Логопед: Молодцы! А почему ещё корова лишняя?
Дети: Медведь, заяц, лиса и волк – это дикие животные, а корова – это домашнее животное.
Логопед: Молодцы! Сейчас вам надо раскрасить любое животное из сказки «Колобок».
Дети на выбор раскрашивают одно животное.
12. Релаксация «Возвращение из сказки»
Логопед: Давайте, мы приляжем на наш волшебный зелёный коврик и под музыку вернёмся в группу.
Дети ложатся на коврик, звучит спокойная музыка, под слова логопеда дети выполняют упражнения.
Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.
Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.
И послушный наш язык быть расслабленным привык….
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре!
В группу с вами мы прибыли!
13. Подведение итогов (СЛАЙД №17)
Логопед: Ребят, в какой сказке мы сегодня путешествовали?
Дети: …
Логопед: Вам понравилось?
Дети: …
![]() |
Костина Ирина Васильевна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №20 комбинированного вида Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург |