Аннотация: подгрупповое логопедическое занятие с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на дошкольном логопункте.
Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «Приключения звуков С и Ш».
Задачи:
I. Образовательные:
- Закрепление и дифференциация моторных образов звуков С и Ш.
- Дифференциация слуховых образов звуков С и Ш.
- Формировать навыки слухового анализа.
- Закрепление звуков в слогах, в словах, в предложениях и во фразовой речи.
II. Коррекционные:
- Продолжать развивать зрительную память и восприятие.
- Работать над продолжительностью речевого выдоха и дифференциацией речевого и носового выдоха.
- Развивать артикуляторную моторику с помощью артикуляционной гимнастики.
- Работать над развитием фонематического слуха.
- Развивать общую моторику посредством физкультминутки.
III. Воспитательные:
- Воспитывать желание заниматься и произносить звуки правильно.
- Воспитывать активность на занятии, общительность и внимательность.
Материал:
Демонстрационный:
- альбом «Сказка о Веселом язычке»;
- картина «Замок гласных звуков»;
- картина «Страна чудес»;
- предметные картинки на изучаемые звуки;
- звукознайкин;
- конверт со стихами;
- буквы на листках;
- фланелеграф.
Раздаточный:
- индивидуальные зеркала по количеству детей;
- фишки;
- ватные шарики на ниточках;
- индивидуальные предметные картинки на изучаемые звуки.
Ход занятия.
Вступительная часть.
I. Оргмомент.
1. Пальчиковая гимнастика: «Замок», «У оленя дом большой».
II. Артикуляторная гимнастика. Сказка о Веселом Язычке» (перед зеркалом, индивидуально).
Упражнения:
- «Лопаточка» (для звука С);
- «Улыбочка и трубочка» (для губ);
- «Чищу зубы» (для звука С);
- «Вкусное варенье» (для звука Ш).
2. Развитие речевого выдоха: дуть на ватный шарик, подвешенный к палочке игра «Веселые качели».
Основная часть.
III. Сообщение темы занятий.
- Как шумела листва от теплого ветра? (ш-ш-ш-ш-ш).
- Как подул холодный ветер? (с-с-с-с-с).
- Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.
IV. Сравнение звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
- Когда мы произносим звук С, где находится кончик языка (за нижними зубами), какой язычок? (широкий), губы? (губы в улыбке), зубы сближены.
Артикуляция звука Ш:
- язык широкий;
- кончик языка за верхним резцами;
- губы округлены слегка;
- зубы сближены, расстояние 2-3 мм;
При произнесении звука С, воздушная струя холодная, а при Ш – теплая (проверяем тыльной стороной руки)
V. Произношение звуков С и Ш в слогах.
- Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними. Подошли звуки С и Ш к Красному замку. Какие в нем живут звуки?.(гласные ). Какие мы знаем гласные звуки? (а, о, у, и, ы, э). Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звукам. Звук С подружился со звуком А. Что получилось? (слог СА) (аналогичные задания проводятся и с другими звуками).
- Гласный звук О подружился вначале со звуком С, а затем – со звуком Ш, и получились слоги … (со, шо). Познакомились слоги: са – ша, су – шу, со – шо. Потом решили поговорить друг с другом:
- са-са, ша-ша – удивленно с оживлением;
- су-су! шу-шу! – с восхищением;
- со-со-со, шо-шо-шо – грустно.
Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
VI. Произношение звуков С и Ш в словах.
- Пошли звуки. С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук Ш просит нас назвать его слова.
Дети называют слова со звуком Ш. Потом называют слова со звуком С.
Задание усложняется: дети должны найти по заданной позиции звука в их названии.
VII. Деление слов на части (слоги).
- Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (сколько в слове гласных, столько и слогов).
VIII. Физкультминутка.
- Превращаемся в деревья. Подул теплый ветерок (ш-ш-ш), дети качаются, руки изображают ветки. Подул холодный ветерок (с-с-с-с), деревья качаются потише.
IX. Произношение звуков С и Ш в чистоговорках. Словотворчество детей.
- Захотелось звукам поселиться вместе с нами. И придумали они чистоговорки – небылицы со словами слон, лиса, душ:
- «лон-лон-лон — на лопате едет слон»;
- «са-са-са – на луне сидит лиса»;
- «уш-уш-уш – слон с лисою съели душ»;
Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
X. Развитие фонематических представлений.
Стук в дверь.
- Кто-то к нам стучится! (На фланелеграфе появляется Звукознайкин). Это звукознайкин, он живет в Стране чудес. Он принес картинки (логопед раздает их). И просит: чтобы вы подняли сначала картинки со звуком Ш и С.
Дети отвечают.
XI. Развитие фонематического слуха.
- Звукознайкин принес конверт со стихами. А нам нужно отгадать, какой звук чаще всех слышится:
«Спит спокойно старый слон
Стоя спать, умеет он».
Шаловливый наш сынишка,
Непослушный шалунишка,
Лучше маме помогай,
Свои шалости бросай.
Со стола стащила киска,
Сыр, сметану и сосиски
Что же будет есть семья?
Слушай, киска, так нельзя.
Дед Додон в дуду дудел,
Диму дед дудой задел.
XII. Работа с буквами. Творчество детей.
Показ букв С и Ш.
- На что похожа буква С – луна, рога, свернувшийся червяк…; Ш – грабли, расческа…
XIII. Придумывание слов со звуками С и Ш.
слон, слива, стол, стул, шкаф, шуба…
Заключительная часть.
IX. Итог занятия.
- А теперь посчитаем, кто больше всех собрал фишек, тот у нас победитель. Спасибо, ребята, вы мне очень порадовали своими ответами, мне было очень приятно с вами работать.
Литература:
1. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии», «Литур», Екатеренбург, 1999г.
Фадеева Наталия Георгиевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад «Петушок»,
с. Виловатово,
Республика Марий Эл