Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «Приключения звуков С и Ш»

Звуки С-ШАннотация: подгрупповое логопедическое занятие с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на дошкольном логопункте.

Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «Приключения звуков С и Ш».

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Закрепление и дифференциация моторных образов звуков С и Ш.
  2. Дифференциация слуховых образов звуков С и Ш.
  3. Формировать навыки слухового анализа.
  4. Закрепление звуков в слогах, в словах, в предложениях и во фразовой речи.

II. Коррекционные:

  1. Продолжать развивать зрительную память и восприятие.
  2. Работать над продолжительностью речевого выдоха и дифференциацией речевого и носового выдоха.
  3. Развивать артикуляторную моторику с помощью артикуляционной гимнастики.
  4. Работать над развитием фонематического слуха.
  5. Развивать общую моторику посредством физкультминутки.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать желание заниматься и произносить звуки правильно.
  2. Воспитывать активность на занятии, общительность и внимательность.

Материал:

Демонстрационный:

  • альбом «Сказка о Веселом язычке»;
  • картина «Замок гласных звуков»;
  • картина «Страна чудес»;
  • предметные картинки на изучаемые звуки;
  • звукознайкин;
  • конверт со стихами;
  • буквы на листках;
  • фланелеграф.

Раздаточный:

  • индивидуальные зеркала по количеству детей;
  • фишки;
  • ватные шарики на ниточках;
  • индивидуальные предметные картинки на изучаемые звуки.

Ход занятия.

Вступительная часть.

I. Оргмомент.

1. Пальчиковая гимнастика: «Замок», «У оленя дом большой».

II. Артикуляторная гимнастика. Сказка о Веселом Язычке» (перед зеркалом, индивидуально).

Упражнения:

  • «Лопаточка» (для звука С);
  • «Улыбочка и трубочка» (для губ);
  • «Чищу зубы» (для звука С);
  • «Вкусное варенье» (для звука Ш).

2. Развитие речевого выдоха: дуть на ватный шарик, подвешенный к палочке игра «Веселые качели».

Основная часть.

III. Сообщение темы занятий.

- Как шумела листва от теплого ветра? (ш-ш-ш-ш-ш).

- Как подул холодный ветер? (с-с-с-с-с).

- Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

IV. Сравнение звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

- Когда мы произносим звук С, где находится кончик языка (за нижними зубами), какой язычок? (широкий), губы? (губы в улыбке), зубы сближены.

Артикуляция звука Ш:

  • язык широкий;
  • кончик языка за верхним резцами;
  • губы округлены слегка;
  • зубы сближены, расстояние 2-3 мм;

При произнесении звука С, воздушная струя холодная, а при Ш – теплая (проверяем тыльной стороной руки)

V. Произношение звуков С и Ш в слогах.

- Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними. Подошли звуки С и Ш к Красному замку. Какие в нем живут звуки?.(гласные ). Какие мы знаем гласные звуки? (а, о, у, и, ы, э). Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звукам. Звук С подружился со звуком А. Что получилось? (слог СА) (аналогичные задания проводятся и с другими звуками).

- Гласный звук О подружился вначале со звуком С, а затем – со звуком Ш, и получились слоги … (со, шо). Познакомились слоги: са – ша, су – шу, со – шо. Потом решили поговорить друг с другом:

  • са-са, ша-ша – удивленно с оживлением;
  • су-су! шу-шу! – с восхищением;
  • со-со-со, шо-шо-шо – грустно.

Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

VI. Произношение звуков С и Ш в словах.

- Пошли звуки. С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук Ш просит нас назвать его слова.

Дети называют слова со звуком Ш. Потом называют слова со звуком С.

Задание усложняется: дети должны найти по заданной позиции звука в их названии.

VII. Деление слов на части (слоги).

- Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

VIII. Физкультминутка.

- Превращаемся в деревья. Подул теплый ветерок (ш-ш-ш), дети качаются, руки изображают ветки. Подул холодный ветерок (с-с-с-с), деревья качаются потише.

IX. Произношение звуков С и Ш в чистоговорках. Словотворчество детей.

- Захотелось звукам поселиться вместе с нами. И придумали они чистоговорки – небылицы со словами слон, лиса, душ:

  • «лон-лон-лон — на лопате едет слон»;
  • «са-са-са – на луне сидит лиса»;
  • «уш-уш-уш – слон с лисою съели душ»;

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

X. Развитие фонематических представлений.

Стук в дверь.

- Кто-то к нам стучится! (На фланелеграфе появляется Звукознайкин). Это звукознайкин, он живет в Стране чудес. Он принес картинки (логопед раздает их). И просит: чтобы вы подняли сначала картинки со звуком Ш и С.

Дети отвечают.

XI. Развитие фонематического слуха.

- Звукознайкин принес конверт со стихами. А нам нужно отгадать, какой звук чаще всех слышится:

«Спит спокойно старый слон
Стоя спать, умеет он».

Шаловливый наш сынишка,
Непослушный шалунишка,
Лучше маме помогай,
Свои шалости бросай.

Со стола стащила киска,
Сыр, сметану и сосиски
Что же будет есть семья?
Слушай, киска, так нельзя.

Дед Додон в дуду дудел,
Диму дед дудой задел.

XII. Работа с буквами. Творчество детей.

Показ букв С и Ш.

- На что похожа буква С – луна, рога, свернувшийся червяк…; Ш – грабли, расческа…

XIII. Придумывание слов со звуками С и Ш.

слон, слива, стол, стул, шкаф, шуба…

Заключительная часть.

IX. Итог занятия.

- А теперь посчитаем, кто больше всех собрал фишек, тот у нас победитель. Спасибо, ребята, вы мне очень порадовали своими ответами, мне было очень приятно с вами работать.

Литература:

1. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии», «Литур», Екатеренбург, 1999г.

Фадеева Наталия Георгиевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад «Петушок»,
с. Виловатово,
Республика Марий Эл

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.