Хочу предложить для публикации конспект занятия, рассчитанного на детей первой младшей группы (ранний возраст).
В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней работы определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
Тема: «В гостях у куклы Маши»
Тип занятия: групповое.
Продолжительность: 10 мин.
Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий.
Занятие рассчитано на подгруппу детей раннего возраста (2-3 года) — I младшая группа.
Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные».
- Учить согласовывать глагол и существительное в В.п.
- Научить понимать значение слов, обозначающих пространственные отношения: верх – низ (вверху – внизу).
- Практическое усвоение стереотипной фразы «Кто там?»
Коррекционно-развивающие:
- Развивать подражание движениям и речи взрослого.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, определять животного по звукоподражанию.
- Развитие правильного речевого дыхания.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие ритма (договаривание слов — звукоподражаний).
Здоровьесберегающая:
- Снять усталость, эмоциональное и умственное напряжение через активизацию общей моторики.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности.
Ресурсы: кукла Маша, полка для игрушек, игрушки, фигурки животных (лошадь, собака, кошка, коза), предметные картинки «угощения», фланелеграф, магнитофон.
Ход занятия
№ | Задачи | Содержание | Организация | Результат |
Вводный этап | ||||
1 | Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание детей. | Здравствуйте ребята, что это у меня? | Приветствие детей, привлечение внимания звучанием колокольчика. Дети подходят. Несколько детей играют. (Тимофею, Миши, Алисе – побудить детей произнести динь -динь). | - Колокольчик (динь-динь). Дети играют |
Основной этап | ||||
1 | Развитие чувства ритма.Развивать подражание движениям и речи взрослого. | Ребята, кукла Маша пригласила нас в гости. Пойдём?Большие ноги идут по дороге. Маленькие ножки идут по дорожке. |
Предлагаю детям пойти за мной в гости к кукле Маше. Проходим на ковёр. Большие ноги – сильно топаем, маленькие ножки – мелкие тихие шаги.Побуждать Тимофея, Мишу, Алису произнести «топ-топ». | Дети идут по кругу и договаривают: топ-топ-топ, топ-топ-топ |
2 | Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного выдоха. | Артикуляционные упражнения: «Улыбка» «Толстячок», «Вкусное варенье», дуем на шарик от настольного тенниса.Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться. Сердимся мы иногда, Не кричим мы никогда. |
Дети садятся на стульчики. Выглядывает кукла Маша. Здоровается.Выполнение мимической гимнастики и упражнений по наглядному показу. | Дети здороваются с куклой и выполняют артикуляционные упражнения. |
3 | Научить понимать значение слов, обозначающих пространственные отношения: верх – низ (вверху – внизу). | Маша просит помочь убрать ей игрушки на верхнюю и нижнюю полки. | Возле полки лежат игрушки (по количеству детей). Детям предлагается разложить игрушки по прямому указанию. | Дети раскладывают игрушки. |
4 | Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.Развитие правильного речевого дыхания.Создание эмоционально затрагивающей ситуации.Развивать подражание движениям взрослого. | Песенка Е. и С. Железновых «Кто не хочет спать». | Движения выполняются под музыку вместе с детьми в соответствии с текстом. Дети сидят на стульчиках. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни. |
5 | Развитие слухового внимания.Практическое усвоение стереотипной фразы Кто там? | Тук – тук! Что за стук? Кто-то в гости к нам пришёл! Кто там? Это лошадка. Должны прийти сейчас другие гости (собака, кошка). Внимательно слушайте, когда раздастся стук спросите «Кто там?» | Стук производится под столом с разной громкостью звука. Выделяются отличительные признаки животных. | Дети спрашивают «Кто там?» хором, затем тот, кого называют (Ангелина, Алёша, Ваня, Алиса). |
6 | Учить согласовывать глагол и существительное в В.п. | Угостим гостей. Кого угостим косточкой? Угостим собаку косточкой. Что мы ей скажем?»Грызи косточку». | Производится опрос детей, если дети не отвечают, даётся образец правильного ответа. Детей просят повторить. Сначала хоровые ответы, затем индивидуальные. Неговорящие дети кладут картинки с изображением угощений животным. | Дети отвечают. |
7 | Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, определять животного по звукоподражанию. | Животные вас благодарят.Угадайте кто говорит?И-го-го, Мяу-мяу, Ме-ме, Гав-гав. |
Издаётся звукоподражания. Детям предлагается угадать, кто говорил. | Дети отвечают. Неговорящие дети показывают животных и повторяют звукоподражания (Тимофей, Миша). |
Обобщающий | ||||
1 | Активизировать словарь по теме «Домашние животные». | Назвать всех домашних животных, какие пришли в гости.Да, ребята, мы сегодня помогли Маше встретить гостей. Назвали их, угостили. | Показывать фигурки животных. Побуждать детей к называнию их. | Дети называют животных. |
Заключительный | ||||
1 | Дать качественную оценку всей деятельности детей на занятии. | Оценка деятельности детей. Молодцы помогли Маше убрать игрушки, встретить гостей, угостить всех. | ||
2 | Снять усталость, эмоциональное и умственное напряжение через активизацию общей моторики. | Маше очень понравилось с вами и она хочет с вами ещё поиграть.На ковре котята спят. Мур, мур, мур. Просыпаться не хотят. Мур, мур, мур. Тихо спят на спине И мурлыкают во сне. Мур, мур, мур. Вот котята повернулись, И проснулись! А вот куколка идёт Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Кукла песенку поёт Ля-ля-ля, ля-ля-ля «Тут котята шалят? Я поймаю всех котят!»(Дети встают и убегают на стульчики). |
Использование здоровьесберегающей технологии.Детям предлагается лечь на ковёр и выполнять действия согласно словам стихотворения. Чтение стихотворения. | Дети выполняют действия по ходу стихотворения. Договаривают «мур, мур». |
Источники:
1. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М.: «Теревинф», 2007.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,. Филичева Т.Б, «Логопедия» Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
3. Громова О.Е., «Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Громова О.Е., Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
5. Интернет ресурсы.
Корень Анна Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад «Веточка»,
п. Ванино, Ванинского муниципального района,
Хабаровского края