Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста «В гостях у куклы Маши»

В гостях у куклы МашиХочу предложить для публикации конспект занятия, рассчитанного на детей первой младшей группы (ранний возраст).

В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней работы определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

Тема: «В гостях у куклы Маши»

Тип занятия: групповое.

Продолжительность: 10 мин.

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий.

Занятие рассчитано на подгруппу детей раннего возраста (2-3 года) — I младшая группа.

Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные».
  • Учить согласовывать глагол и существительное в В.п.
  • Научить понимать значение слов, обозначающих пространственные отношения: верх – низ (вверху – внизу).
  • Практическое усвоение стереотипной фразы «Кто там?»

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать подражание движениям и речи взрослого.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, определять животного по звукоподражанию.
  • Развитие правильного речевого дыхания.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие ритма (договаривание слов — звукоподражаний).

Здоровьесберегающая:

  • Снять усталость, эмоциональное и умственное напряжение через активизацию общей моторики.

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности.

Ресурсы: кукла Маша, полка для игрушек, игрушки, фигурки животных (лошадь, собака, кошка, коза), предметные картинки «угощения», фланелеграф, магнитофон.

Ход занятия

Задачи Содержание Организация Результат
Вводный этап
1 Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание детей. Здравствуйте ребята, что это у меня?  Приветствие детей, привлечение внимания звучанием колокольчика. Дети подходят. Несколько детей играют. (Тимофею, Миши, Алисе – побудить детей произнести динь -динь).  - Колокольчик (динь-динь). Дети играют
Основной этап
1 Развитие чувства ритма.Развивать подражание движениям и речи взрослого. Ребята, кукла Маша пригласила нас в гости. Пойдём?Большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки идут по дорожке.
Предлагаю детям  пойти за мной в гости к кукле Маше. Проходим на ковёр. Большие ноги – сильно топаем, маленькие ножки – мелкие тихие шаги.Побуждать  Тимофея, Мишу, Алису произнести «топ-топ». Дети идут по кругу и договаривают: топ-топ-топ, топ-топ-топ
2 Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного выдоха. Артикуляционные упражнения: «Улыбка» «Толстячок», «Вкусное варенье», дуем на шарик от настольного тенниса.Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться.
Сердимся мы иногда,
Не кричим мы никогда.
Дети садятся на стульчики. Выглядывает  кукла Маша. Здоровается.Выполнение мимической гимнастики и упражнений по наглядному показу. Дети здороваются с куклой и выполняют артикуляционные упражнения.
3 Научить понимать значение слов, обозначающих пространственные отношения: верх – низ (вверху – внизу). Маша просит помочь убрать ей игрушки на верхнюю и нижнюю полки. Возле полки лежат игрушки (по количеству детей). Детям предлагается разложить игрушки по прямому указанию. Дети раскладывают игрушки.
4 Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.Развитие правильного речевого дыхания.Создание эмоционально затрагивающей ситуации.Развивать подражание  движениям  взрослого. Песенка Е. и С. Железновых  «Кто не хочет спать». Движения выполняются  под музыку вместе с детьми в соответствии с текстом. Дети сидят на стульчиках. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
5 Развитие слухового внимания.Практическое усвоение стереотипной фразы Кто там? Тук – тук! Что за стук? Кто-то в гости к нам пришёл! Кто там? Это лошадка. Должны прийти сейчас другие гости (собака, кошка). Внимательно слушайте, когда раздастся стук  спросите «Кто там?»  Стук производится под столом с разной громкостью звука.  Выделяются отличительные признаки животных. Дети спрашивают «Кто там?» хором, затем тот, кого называют (Ангелина, Алёша, Ваня, Алиса).
6 Учить согласовывать глагол и существительное в В.п. Угостим гостей.  Кого угостим косточкой?  Угостим собаку косточкой. Что мы ей скажем?»Грызи косточку».  Производится опрос детей, если дети не отвечают, даётся образец правильного ответа. Детей  просят повторить. Сначала хоровые ответы, затем индивидуальные. Неговорящие дети кладут картинки с изображением угощений животным. Дети отвечают.
7 Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, определять животного по звукоподражанию. Животные вас благодарят.Угадайте кто говорит?И-го-го,
Мяу-мяу,
Ме-ме,
Гав-гав.
Издаётся звукоподражания. Детям предлагается  угадать, кто говорил. Дети отвечают. Неговорящие дети показывают животных и повторяют звукоподражания (Тимофей, Миша).
Обобщающий
1 Активизировать словарь по теме «Домашние животные». Назвать всех домашних животных, какие пришли в гости.Да, ребята, мы сегодня помогли Маше встретить гостей. Назвали их, угостили. Показывать фигурки животных. Побуждать детей к называнию их. Дети называют животных.
Заключительный
1 Дать качественную оценку всей деятельности детей на занятии. Оценка деятельности детей. Молодцы помогли Маше убрать игрушки, встретить гостей, угостить всех.
2 Снять усталость, эмоциональное и умственное напряжение через активизацию общей моторики. Маше очень понравилось с вами и она хочет с вами ещё поиграть.На ковре котята спят.
Мур, мур, мур.
Просыпаться не хотят.
Мур, мур, мур.
Тихо спят на спине
И мурлыкают во сне.
Мур, мур, мур.
Вот котята повернулись,
И проснулись!
А вот куколка идёт
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Кукла песенку поёт
Ля-ля-ля, ля-ля-ля
«Тут котята шалят?
Я поймаю всех котят!»(Дети встают и убегают на стульчики).
Использование здоровьесберегающей технологии.Детям предлагается лечь на ковёр и выполнять действия согласно словам стихотворения. Чтение стихотворения. Дети выполняют действия по ходу стихотворения. Договаривают «мур, мур».

Источники:

1. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М.: «Теревинф», 2007.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,. Филичева Т.Б, «Логопедия» Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
3. Громова О.Е., «Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Громова О.Е., Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
5. Интернет ресурсы.

Корень Анна Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад «Веточка»,
п. Ванино, Ванинского муниципального района,
Хабаровского края

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.