Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На интегрированном занятии с детьми раннего возраста на тему «Времена года» мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность.
Цель:
- Расширять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать словарный запас.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей.
- Закреплять умение определять время года по характерным признакам, установление причинно – следственных связей между временами года.
- Обогащать активный, пассивный словарь по данной теме, развивать фразовую речь.
- Развивать мелкую моторику детей.
- Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Методы:
Словесные:
- беседа, объяснение, пояснение.
Практические:
- дидактические игры, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
Оборудование:
- Демонстративный материал, соответствующий темам: «Осень», «Зима», «Весна»: корзина с грибами, осенние листья, зонтик, три кружка белого цвета, прищепки, солнышко, персонаж — Ежик.
Предварительная работа:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром, беседа по картинкам о временах года, наблюдение за явлениями природы, за сменой времен года на прогулке в городе, экскурсии в сосновый бор.
Участники:
- Дети 6 и 9 групп (Даниил, Дима, Катя, Вика).
Ответственные:
Учителя-дефектологи:
- Александрова Ирина Александровна,
- Галихина Татьяна Геннадьевна,
- Черкасова Виктория Викторовна,
- музыкальный руководитель Ильчибаева Роза Михайловна.
Ход интегрированного занятия
Дети заходят в зал, фрагментарно оборудованный в три сезона времени года: осень, зима, весна.
Организационный момент:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес, где мы увидим разные времена года все вместе. Я вам предлагаю поехать в лес на паровозике.
Проводится разминка:
Вот поезд наш мчится, колёса стучат,
А в поезде нашем ребятки сидят!
«Ту-ту-ту, ту-ту-ту» — гудит паровоз,
Далёко, далёко ребят он повёз.
Основная часть
Ведущий:
- Ребятки, вот мы и очутились в сказочном лесу. Посмотрите, как здесь красиво. Давайте вспомним, какие животные живут в лесу?
Дети:
- Зайчик, медведь, волк, лисичка, ёжик и так далее.
Ведущий:
- Молодцы! Я вам хочу загадать загадку об одном лесном жителе.
Загадка про ёжика:
Вместо шубки лишь иголки
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек.
Звать его конечно ….. (Ёжик).
В зал входит ёжик.
Ёжик:
- Здравствуйте, ребятки! Вы приехали в лес, посмотрите вокруг, что вы видите?
Дети:
- Листья опали с деревьев, стали жёлтые, красные, лужи под ногами.
Ёжик:
- Какое это время года?
Дети: — Осень.
Проводится игра для развития дыхания:
Раз листок, два листок
Вдруг поднялся ветерок
Красный, жёлтый — ты лети
И друзей с собой зови! (Дуем на листики).
Ёжик:
- Посмотрите, а под листьями выросли грибы. Они у нас большие и маленькие, мы соберем грибы в разные корзины.
Проводится игра, с целью сортировать грибы по размеру.
Пальчиковая гимнастика:
Дождик, дождик! Кап- кап- кап! (Указательным пальчиком стучим по ладошке).
Ты не капай на ребят (Грозят пальчиком).
Зонтик мы с собой возьмём (Накрываем голову руками).
Новые сапожки (Выставляем ножки на пяточки).
И все вместе под дождём поскачем по дорожке (Прыгаем).
Физ. минутка:
Звучит музыка дождя, дети прячутся под зонтик.
Ведущий:
- Мы с вами погостили у осени, теперь поедем дальше на паровозике и ёжика позовём с нами.
Ведущий:
- Ребята, стало холодно, лежит снег. Нам нужно одеть тёплую одежду . Какое это время года?
Дети: — Зима!
Проводится подвижная игра:
Очень холодно зимой,
Но мы пойдём гулять с тобой,
Я одену шубку,
Я одену шапку,
Я одену шарфик,
И ещё платок.
А потом пушистые, тёплые, красивые
Крошки — рукавички на ручки натяну.
И хотя я маленький — у меня есть валенки. (выполнять движения соответственно тексту)
Ведущий:
- Ребята, а зимой дует холодный ветер. Как он дует?
Отработка звукопроизношения:
Ветер дует: у-у-у,
Воет вьюга: з-з-з (усиление звука),
Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихо, высоким голосом),
Тяжело стонут дубы: м-м-м (громко, тихим голосом),
Шумят ели: ш-ш-ш,
Стихает вьюга: с-с-с.
Ведущий:
- Ребята, что можно из снега слепить?
Дети: — Снежки.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики),
Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней),
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг),
И совсем, совсем не сладкий (грозим пальчиком),
Раз — подбросим,
Два — поймаем,
Три — уроним, и …. сломаем (топаем ногами).
Ёжик:
- Ребята, я совсем не умею лепить снеговика. Научите меня, пожалуйста.
Из трёх кругов разного размера дети собирают снеговика.
Ведущий:
- Мы были в гостях у зимы, теперь поедем дальше.
Ведущий:
- Ребята, смотрите, ярко светит солнышко, снег растаял, бежит ручеёк, травка зеленеет. Какое это время года?
Дети: — Весна.
Проводится подвижная игра:
Кап-кап, кап вода (ритмично двигать кистями сверху вниз)
На дворе весна, весна,
Солнышко пригрело, (поднять руки вверх),
Птички прилетели. (машут руками)
Чив — чив – чив — чив
Распевают ласточки,
Весело летают,
Зёрна собирают (стучать большим и указательным пальцем по ладони правой руки).
Ёжик: — Ребята, посмотрите, что я нашёл! Что это?
Дети:- Кружок.
Ёжик:- На что он похож?
Ведущий:
- Он похож на солнышко, только ему не хватает лучиков. Мы сейчас с вами сделаем ему лучики.
Проводится игра с прищепками «Солнышко».
Ведущий:
- Ребята, весной бегут ручейки. И у нас с вами тоже есть ручеёк. Давайте с ним поиграем.
Проводится игра «Ручеёк»:
Вот весёлый ручеёк………..Ух (на слово « УХ» прыгать через ленту),
Он не узок, не широк………Ух,
Он не мелок, не глубок……Ух
Наш прозрачный ручеёк……Ух
Заключительная часть
Ведущий:
- Ну, вот, ребята, мы и вернулись обратно домой. Мы побывали в сказочном лесу, где встретили Осень, Зиму, Весну.
Ёжик:
- А у меня для ребят есть угощение. Они все молодцы, мне очень понравилось с ними играть.
Литература:
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников./-М.,2006г.
- Громова О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет./-М.,2010г.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях./М.,2007г.
Учителя-дефектологи
“Конаковского специализированного
Дома ребёнка для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики”
Тверской области:
Александрова Ирина Александровна,
Галихина Татьяна Геннадьевна,
Черкасова Виктория Викторовна