Аннотация: представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Центр подготовки юных космонавтов» (активизация словаря по теме «Космос»).
Цель занятия:
- Обобщить и уточнить знания детей по лексической теме «Космос».
- Интегрировать коррекционно-речевые задачи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизировать лексику по теме «Космос».
- Упражняться в образовании относительных прилагательных.
- Учить отвечать на вопросы полным ответом и закреплять навык грамматически правильного построения предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать мыслительные процессы, через отгадывание загадок.
- Развивать ловкость, координацию движений, способность ориентироваться в пространстве, умению ритмично выполнять движения.
- Развивать внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать сплоченность, самостоятельность.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, доска с карточками, мячи, обручи, металлические дуги, наборы соков, супов, круп.
Ход занятия:
Оргмомент.
- Здравствуйте! 12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Мы с вами находимся в центре подготовки космонавтов. Наверняка каждый мечтал стать космонавтом слетать на ракете в космос к звездам.
«Космонавтом хочешь стать –
Нужно много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд!»
В центре подготовки будущие космонавты тренируются, чтобы стать, ребята скажите космонавт должен быть каким? (игра с мячом)
- Космонавты каждый день делают гимнастику и специальные упражнения. Давайте и мы с вами проведем разминку.
Построение в шеренгу. Самомассаж (стих В.Степанова «Космонавт»):
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит
Видит он внизу поля,
Горы реки и моря,
Видит он весь шар земной
Шар земной — наш дом родной.
Выполнение команд по центру подготовки космонавтов шагом марш.
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Идем на носках, руки вверх.
На пятках, руки за спиной.
На внешней стороне ступни, руки за головой.
Боковой галоп в прямом и обратном направлении.
- Всем известно, что в космосе нет кислорода, а чтобы космонавтам дышать, они одевают специальный костюм… скафандр
- Давайте оденем этот скафандр.
Мы скафандр одеваем. (руки вверх)
Руки, ноги разминаем. (руки сгибают)
Раз присели, два привстали.
Дружно все сказали (повороты в стороны)
Хорошо ли, плохо ли.
В данном нам скафандре?
- Чтобы стать такими, как космонавты, необходима хорошая физическая подготовка. Сейчас мы с вами преодолеем полосу препятствий (ходьба, прыжки из обруча в обруч, подлезание под металлическими дугами).
- На борту космического корабля космонавты едят особую пищу. Все продукты находятся в специальной упаковке. Сейчас мы с вами проведем эстафету «Космическая пища» (делимся на две команды по цвету, когда каждый принесет продукт, составляет предложение).
- Как называется космический корабль на котором космонавты отправляются в космос? Ракета.
- Давайте поиграем в игру «Ракета», но перед этим нам нужно проверить ракету.
Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш…».
Открываем и закрываем люки: А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук «А» низким и высоким голосом.
Проверяем радио: Дети произносят короткие и острые звуки «У» в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой.
Включаем двигатель: Произносят звук «Р» и вращают кулачками перед грудью.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим -
На такую полетим.
Но в игре один секрет -
Опоздавшим места нет.
- В космосе космонавты находятся в состоянии невесомости, и в центре космической подготовки мы с вами тоже побудем в невесомости.
Игра: «Четвертый лишний».
1 задание: «Отгадайте загадки».
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит…(космонавт)
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд…(ракета)
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает…(звезды)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит…(солнце)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
Игра: «Четвертый лишний».
2 задание: «Подели на слоги».
- Я называю слово, а вы должны сосчитать, сколько в слове слогов, и столько раз хлопнуть по мячу.
Солнце, ракета, космонавт, луна, телескоп, звезда.
Игра: «Четвертый лишний».
3 задание: «Не путай звуки»
- Я называю слова, а вы услышав звук [С] хлопаете в ладоши над головой (космос, земля, спутник, астроном, звезды, комета) , а теперь услышав звук [Р] (луна, ракета, планета, кратер, скафандр, космонавт, космодром).
Релаксация.
- Ребята, испытания в «центре космической подготовки юных космонавтов» закончены. Вы показали свои знания о космосе, проявили ловкость, быстроту и силу, молодцы!
Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск